(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

Госдума в среду приняла в первом чтении президентский законопроект о контроле за соответствием доходов и расходов лиц, замещающих госдолжности.

Идея контроля над расходами госслужащих в качестве очередного шага по борьбе с коррупцией была озвучена в декабре прошлого года Дмитрием Медведевым, который тогда занимал пост президента, в послании федеральному собранию. Инициатива касается мониторинга крупных расходов, которые явно не соответствуют доходам госслужащих, учитывая, что декларации о своих доходах чиновники в обязательном порядке предоставляют на протяжении последних трех лет.

 

В соответствии с проектом, госслужащие федерального, регионального и муниципального уровня, президент РФ, члены федерального правительства, парламентарии, члены совета директоров Центрального банка РФ, должностные лица госкорпораций, пенсионных фондов с госучастием будут обязаны по требованию предоставлять сведения о своих расходах, расходах своих супругов и несовершеннолетних детей. Речь идет о приобретении земельных участков и недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций и так далее.

Действие законопроекта распространяется и на иностранцев, замещающих госдолжности РФ.

При выявленном несоответствии расходов доходам чиновника за последние три года по основному месту работы прокуратура через суд будет требовать обратить в доход государства незаконно приобретенную собственность.

 

В соответствии с проектом, проверка расходов чиновников может инициироваться правоохранительными органами, иными госорганами, органами местного самоуправления, сотрудниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, общероссийскими общественными объединениями, не являющимися политическими партиями, а также партиями, Общественной палатой РФ, общероссийскими средствами массовой информации.

 

"В России формируется эффективная и действенная система противодействия коррупции", - заявила, комментируя документ, председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

Она обратила внимание на то, что устанавливается прямая обязанность субъекта сообщать не только о доходах, но и о расходах. "Сам факт непредставления такой информации влечет возможность увольнения в связи с утратой доверия", - добавила парламентарий.

Депутат уточнила, что требования закона распространяются также на сотрудников правоохранительных органов, органов прокуратуры, судейских работников.

 

"Важным моментом также является ответственность. Меры контроля должны влечь за собой неотвратимость наказания в случае нарушения закона. Органам прокуратуры будет представлено право инициировать в суде решение вопроса об отчуждении имущества в доход государства, по которому субъект не сможет подтвердить добросовестность приобретения", - сказала глава комитета.

Сегодня становится невыгодным нарушение закона, отметила Яровая.

"Кроме утраты имущества, наступления уголовно-правовой, гражданской ответственности, коррупционер теряет репутацию, становится невостребованным ни в бизнесе, ни в государственной и муниципальной службе", - заключила председатель комитета.

Полпред президента в Госдуме Гарри Минх сообщил, что представленные за 2009–2011 годы сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера образуют базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу реализации государственной антикоррупционной политики – этапу контроля за расходами.

 

Он отметил, что самое мягкое наказание на недостоверность деклараций о доходах – это увольнение. По словам Минха, по итогам проверки деклараций уже несколько тысяч бывших госслужащих лишились постов.

Зампред комитета по безопасности Александр Хинштейн предложил разрешить прокурорам инициировать проверку или самостоятельно проверять соответствие расходов и доходов чиновников.

 

Он предложил ко второму чтению прописать в проекте, чтобы "в число субъектов принятия решения о проведении проверки включить прокуратуру, учитывая, что сегодня на нее возложены функции по координации антикоррупционной деятельности".

Комитет также предлагает расширить полномочия Росфинмониторинга по инициированию проверки расходов чиновников.

В заключении на сопутствующий базовому законопроект, вносящий необходимые изменения в законодательство, депутаты отмечают, что дальнейшее развитие проекта "можно вести по пути усиления полномочий Росфинмониторинга".

Парламентарии указывают, что сейчас у РФМ уже накоплена огромная база данных об операциях и сделках. Однако проектом устанавливается право РФМ направлять указанную информацию только на основании запросов. Таким образом, "ограничивается право Росфинмониторинга на инициирование проверки" в соответствии с законом о контроле за расходами госслужащих.

Документ должен вступить в силу через десять дней после официального опубликования.