Директор Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ Константин Игоревич Головщинский дал комментарий журналу "Однако" на тему государственного заказа:

 

"Формально вопросами разработки государственного оборонного заказа - то есть определением номенклатуры и объема закупок занимается Рособоронзаказ. Вопросами размещения заказа - Рособоронпоставка. Вопросами контроля за поставками занимаются обе службы, а также непосредственный заказчик, который инициировал закупку.

 

Рособоронзаказ - в части государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований технических регламентов в отношении продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу.

Рособоронпоставка - в части контроля и учета выполнения заключенных государственных контрактов по государственному оборонному заказу контроль и учет их выполнения (осуществляет совместно с федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками).

 

Проблемы, которые описаны, могли возникнуть на следующих этапах:

 

1. Этапе планирования гособоронзаказа в части некорректного определения номенклатуры закупаемых товаров (не включили зимние утепленные сапоги в гособоронзаказ, либо в целом такая позиция как зимние утепленные сапоги, которые выдерживают мороз до 30 градусов в Европейской части России, отсутствует как позиция в российском гособоронзаказе).

 

2. Этапе размещения гособоронзаказа - спланировали правильно, соответствующие позиции были включены в гособоронзаказ, но на этапе размещения возникли проблемы:

- неправильно определили цену (никто не подал заявку, либо изначально цена была слишком невысокой для качественного поставщика);

- неправильно выбрали способ торгов - например, выбрали не конкурс (соревнование как по цене, так и по качеству), а аукцион (соревнование только по цене), и пришла фирма, которая заявила аномально низкую цену и поставила некачественную продукцию);

- неправильно написали в ТЗ, результатом чего стали формально зимние сапоги, "зимность" которых обеспечивалась картонными стельками.

 

3. Этапе исполнения контракта - все сделали правильно на двух предыдущих этапах, и пришла фирма, которая готова поставить нормальную продукцию, но:

  • отсутствие постоянного контроля за изготовлением товара (ранее был институт военной приемки и контролеры находились непосредственно на производстве - их функция - непосредственно наблюдать за соблюдением технологии производства товара и фиксировать все отклонения если они есть, в США такая процедура используется и сейчас, причем не только в отношении военной продукции);
  • отсутствие формализованных процедур приемки как отдельных партий продукции, проведение испытаний качества продукции (например, берется 10% поставки первого этапа, и тестируется в холодных условиях, после чего составляется акт предварительных испытаний, после чего ведется приемка первой партии, и так в отношении каждой партии товара), так и результатов исполнения всего государственного контракта;
  • отсутствие формализованных процедур администрирования гарантийного периода - обязательным условием контракта должно стать гарантийное обслуживание, если поставляется негодный товар, необходимо иметь внятные формализованные процедуры возврата и замены некачественных сапогов.

 

Иными словами, система обеспечения государственных нужд в настоящее время порождает риски на всех этапах работы. Более, того, сказать определенно где возникла проблема, описанная в вашем случае, не может никто. Причем данное незнание касается любых контрактов - будь то сапоги или спутники. И не всегда, даже, скорее, больше, чем не всегда, виновата коррупция. Нет системы обеспечения государственных нужд, которая называется "контрактная система". Сейчас детально отрегулирован только этап размещения заказа.

Ни планирование, ни исполнение в настоящее время никак не отрегулированы, все три этапа не завязаны в единую систему, которая позволяет на каждом последующем этапе корректировать ошибки предыдущего, если они возникли, либо по крайней мере сообщать о возникновении таких ошибок - расставлять красные флажки.

 

Более того, даже этап размещения, 94-ФЗ, имеет своей основной целью борьбу с коррупцией. Конкретно это выражается в том, что заказчик вынужден использовать аукционы как наиболее прозрачный и простой способ торга. На аукционе побеждает тот кто дал наименьшую цену, а не тот, кто предложил более качественный товар. Поэтому даже если получится увязать три этапа обеспечения государственной нужды (в данном случае - в сапогах), но не перестроить систему торгов, ничего не получится.

 

Что делается чтобы ситуацию изменить?


Первое, создается федеральная контрактная система. В этой системе впервые в России все три этапа - планирование, размещение и исполнение, увязываются в одно целое. Теперь все заказчики должны описать все государственные нужды, как в объемном, так и в ценовом выражении, и своевременно запланировать свои шаги по обеспечению этих потребностей.

 

Как самостоятельный, прописывается этап исполнения - теперь госзаказчики должны будут создать подразделения по управлению контрактами, проводить процедуры приемки и администрирования гарантийного периода. В случае неисполнения обязательств поставщика, должна появится обязанность заказчика налагать санкции (сейчас только право). Устанавливается обязанность заказчика проводить аудит госконтрактов - через некоторое время после исполнения контракта контролировать, как используется закупленный товар (или не используется).

 

Второе, в рамках поручения Президента, готовится новая редакция 94-ФЗ (который Минэкономразвития предлагает называть законом о ФКС, так как теперь он прописывает все три этапа обеспечения госнужд, а не только размещение, как в 94-ФЗ).

В рамках этой редакции предлагается сбалансировать цели обеспечения качества товаров и снижения коррупции:

  • наделить заказчика, в строго регламентированном порядке, выбирать способ размещения заказа, адекватный предмету закупки (все товары разбиваются на следующие группы:
    • первая группа - товары, качество которых можно проверить еще до поставки (бумага, щебень, услуги по уборке помещений),
    • вторая группа - товары, качество которых можно проверить только во время или после эксплуатации)
      для первой группы - преимущественный способ - аукцион, для второй группы - конкурсы разных видов, в том числе - с предквалификацией;
  • предъявить требования к поставщику для государства (не менее 2-х лет работы на рынке) (иными словами, исходим из того, что если работал меньше, для рынков госзаказа не годишься).

 

Третье, создать систему обратной связи, которая связывает каждый этап. Основа обратной связи - постоянный мониторинг обеспечения госнужд, который призван ставить красные флажки. Есть госнужда (зимние сапоги), но не запланированы закупки - красный флажок. Запланирована закупка, но она не покрывает всех нуждающихся - красный флажок, не проведена процедура приемки товара - красный флажок, и так далее".

 

Источник - журнал "Однако"