(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

Минкомсвязи выпустило приказ, утверждающий требования к системам электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти. Он предназначен для ведомств, которые внедряют СЭД или оценивают возможности имеющейся у них системы, говорится в приказе. Документ вступает в силу 2 декабря 2012 г.

 

В нем описываются требования к ведомственным СЭД по целому ряду параметров. Например, к масштабируемости, производительности и надежности системы. Так, доступ к СЭД должен обеспечиваться в течение 3 секунд, а время простоя при сбоях и перезагрузке не должно превышать 30 минут. Не дольше должно происходить и восстановление электронного документа из резервной копии.

СЭД в обязательном порядке должна обеспечивать отображение файлов в форматах pdf, rtf, doc, tiff, но допускается обеспечение отображения и иных форматов файлов, которые используются в госорганах. В приказе определяется минимальный набор функций, которые должна выполнять СЭД, устанавливаются правила ее организации и функционирования, а также условия управления документами в рамках системы. С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.


Стоит отметить, что приказ вышел с запозданием более чем на полгода. В феврале 2011 г. правительство утвердило план мероприятий по переходу госведомств на электронный документооборот при организации внутренней деятельности, согласно которому уже в апреле Минкомсвязи должно было выпустить приказ с утвержденными требованиями к СЭД. А в июне, по замыслу правительства, должно было начаться создание/модернизация ИТ-систем электронного документооборота в ведомствах с учетом этих требований.

В Минкомсвязи заявили CNews, что задержка выхода указанного приказа вызвана процедурой согласования требований с Минэкономразвития и Росархивом, которую необходимо было провести в соответствии с тем же распоряжением правительства.

«Предметом обсуждения явилось то, что практически у 60% федеральных ведомств уже имеются СЭД, и приведение их к общим требованиям может потребовать дополнительных расходов на модернизацию, - говорят в Минкомсвязи. - С целью уменьшения лишних затрат на доработку систем электронного документооборота указанный приказ требовал соответствующей проработки».
По мнению ведущего эксперта по управлению документацией в компании «Электронные офисные системы» Натальи Храмцовской, на сегодня ни одна реально предлагаемая на российском рынке система утвержденным требованиям в полной мере не соответствует. А на доработки разработчикам времени не дано, говорит она. У эксперта есть опасения, что этот документ потенциально может создать проблемы как государственным органам, так и поставщикам ПО.«Выступая перед различной аудиторией, я постоянно подчеркивала, что первая версия данного документа должна быть облегчённой, с расчётом на то, чтобы ей с самого начала соответствовало большинство имеющихся на рынке продуктов – если, конечно, мы не собираемся ликвидировать конкуренцию на рынке СЭД и/или сорвать их закупки государственными органами», - отмечает Храмцовская.

За рубежом, отмечает Храмцовская, на приведение используемых госорганами власти СЭД в соответствие с требованиями, как правило, дается примерно два года, поскольку за это время разработчики ПО успеют подготовить новые, доработанные в соответствии с требованиями версии своих продуктов.

При этом по мнению эксперта, документ содержит много разумных положений, основанных на мировом опыте. Например, в нем устанавливаются требования к взаимодействию СЭД госведомства с МЭДО и СМЭВ, новый подход к систематизации и хранению электронных документов в СЭД.

Отметим, что в самом Минкомсвязи также рассматривают возможность перейти на новую СЭД. В качестве варианта рассматривается СЭД «Ростелекома», которую оператор планирует включить в национальную облачную платформу, создаваемую им же.