(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

26 апреля при поддержке национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» состоялось открытое заседание экспертной группы №13 «Повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, создание федеральной контрактной системы».

Свое выступление о планировании государственного заказа директор центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления НИУ «ВШЭ» Константин Головищинский начал с анализа зарубежного опыта. По мнению эксперта, наиболее выстроена система госзакупок в США. Там существуют два ключевых документа: прогноз закупок и план индивидуальной закупки. И если аналоги первого документа – план-график размещения госзаказа, в России в некоторых органах исполнительной власти по ряду регионов есть, то второй – неизвестный для российской практики инструмент.

Этот инструмент состоит в том, чтобы подготовить отдельно по каждой закупке детальный план ее реализации. «Это такая закупка в миниатюре», – сообщил Константин Головищинский. «Планов в бумажном виде в Соединенных Штатах нет», – отметил эксперт. По его словам, вся информация, включая ответственного за госзакупку чиновника и его контакты, находится в интернете и доступна общественности.

Индивидуальный план закупки необходим для того, чтобы публично рассказать и обосновать необходимость госзакупки, а также контролировать все стадии ее выполнения. Также план рассказывает, почему госзаказчик выбрал тот или иной способ размещения госзаказа. И наконец, индивидуальный план заказа рассказывает, почему у госзаказа обозначена именно та цена, которая есть.
Константин Головищинский сообщил, что в России есть планы-графики государственного заказа, но они часто носят формальный характер, а по ряду органов исполнительной власти они и вовсе делаются задним числом. «Самое главное, что планы оторваны от объемов госуслуг», – считает эксперт. «Надо отметить, что в ряде регионов система планирования более зрелая, но в целом “общая температура по больнице” крайне тревожна», – заявил К.Головищинский.

Для разрешения этой ситуации эксперт предлагает систему, при которой на этапе планирования государственного заказа будут создаваться три документа. Первый документ, по мнению эксперта, должен позволять представить, сколько товаров, работ и услуг необходимо для обеспечения государственных услуг населению. «Мы должны в одном документе свести те объемы государственных услуг, под которые ведомство подписалось для оказания услуг населению, с теми объемами товаров, работ и услуг, которые необходимо для этого закупить», – считает Константин Головищинский. Следующим документом должен стать индивидуальный план закупки. Здесь эксперт предлагает, аналогично американскому опыту, реконструировать каждую закупку в документе. По каждой закупке, как полагает К.Головищинский, госзаказчик должен предоставить подробные и исчерпывающие сведения, почему приняты те или иные решения еще на этапе проектирования закупки. Третьим документом должен является план-график закупок, который, по сути, является лишь сводом индивидуальных планов-графиков закупок.

В ходе дальнейшего обсуждения эксперты отметили, что вопрос о госзакупках во многом имеет политический контекст. «С одной стороны, мы должны жить в политических реалиях, а с другой – мы понимаем, что нам необходимо создавать эффективную систему управления государственными нуждами», – считает первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин. Также были отмечены необходимость «живого изменения» реестра госнужд и необходимость применения диверсифицированной системы контрактов, так как существуют категории товаров с высоким колебанием цены. Также эксперты считают необходимым упорядочивание классификаторов и номенклатуры товаров. Кроме того, А.Шамрин считает, что стоит приглядеться к опыту бизнеса и Рособоронзаказа в построении системы заказов, однако, эксперт с сожалением отметил закрытость крупных корпораций.

 

РИА "Новости"