(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

Основная проблема с электронными госуслугами заключается "в том, что нет реальных автоматизированных госуслуг", считает начальник отдела проектирования комплексных ИТ-решений Центра региональных программ совершенствования госуправления Высшей школы экономики Тимур Хафизов в статье «Неграждане электронной России» газеты "Коммерсантъ". 

 

Как правило, людям необходим доступ к муниципальным услугам, указывает он: "Это в Москве людей интересует, скажем, заказ заграничного паспорта, а на селе нужны совершенно другие услуги, до электронной реализации которых руки не доходят". Вместе с тем какие-то электронные услуги на муниципальном уровне предоставляются, но все зависит от того, насколько автоматизирован учет в соответствующих организациях. 

"Услуга — это возможность не просто подать заявление, но и получить какую-то информацию, и не только статическую, но и персонифицированную,— разъясняет эксперт.— К примеру, есть услуга: запись на прием к врачу. Но запись к участковому врачу основана на участковом принципе. Человек не может записаться на прием, если не знает, куда он приписан. Значит, сайт должен давать ему эту информацию". Как правило, как раз запись на прием в поликлинику или запись ребенка в детский сад в целом ряде городов, по словам господина Хафизова, "имеют место быть в хорошей реализации". 

 

Что же касается другой популярной услуги — проверки школьных отметок, то она, как говорит эксперт, часто встречается в формате, к госуслугам не имеющем никакого отношения. "Школы собирают с родителей деньги за то, что они будут получать SMS-уведомления о том, пришел ли их ребенок в школу, какие у него оценки и так далее, и эти деньги идут на то, что специально нанятая организация переводит данные из бумажных журналов в электронную систему. Эта система не имеет никакой юридической значимости, потому что сам журнал ведется в бумажном виде. Госуслуга — это когда я могу зайти через портал, ввести свой логин-пароль и получить официальные данные из электронного журнала. Сейчас эти дневники с госпорталом никак не связаны",— подчеркивает господин Хафизов

Впрочем, даже правильно реализованные "услуги местного значения" с единым госпорталом (www.gosuslugi.ru), как правило, не интегрированы. Такая связка — это отдельная техническая задача, которая требует существенных для регионов затрат. 

Портал вместо очереди


Но корень всех проблем, как говорит господин Хафизов, в том, что предоставление муниципальных услуг не регламентировано и не налажено электронное межведомственное взаимодействие на уровне регионов и муниципалитетов — без этого об автоматизации не может быть и речи. 

На федеральном уровне с этой проблемой тоже сталкивались, но в конце концов минувшей осенью премьер-министр Владимир Путин объявил, что с 1 октября 2011 года федеральные органы исполнительной власти переходят на новый порядок работы. "Речь идет о том, что когда гражданин приходит в какое-нибудь учреждение, в данном случае федеральное, за какой-либо справкой или документом, чиновники не будут иметь права гонять его по другим учреждениям с целью получения информации из других органов власти и управления. А это учреждение, куда пришли за справкой, само должно будет получить необходимую информацию и выдать окончательный документ",— разъяснял премьер на заседании правительства суть преобразований. 

Регионам и муниципалитетам поставлена задача внедрить такую схему работы к 1 июля 2012 года (к этому времени, как напоминают в "Ростелекоме", каждый субъект федерации обязан реализовать в электронном виде не менее десяти госуслуг), но велика вероятность, что они не успеют выполнить требуемый спектр работ к необходимому сроку, делится опасениями господин Хафизов

 

Реализация этой схемы может значительно упростить предоставление электронных госуслуг. "Если бы было нормальное межведомственное взаимодействие между органами власти, то заказ госуслуги заключался бы в том, что человек в личном кабинете сообщал бы о том, что ему нужно получить какой-то документ, а вся необходимая для этого информация, все справки поступали в результате взаимодействия между ведомствами",— поясняет эксперт. А без этого доступные гражданам электронные услуги лишь "обрывки того, что должно быть". 

 

"Я могу оставить заявление на портале, чтобы затем прийти и без очереди подать оригиналы документов. В чем заключается госуслуга? В том, что во всех госорганах повесили таблички, что люди, записавшиеся на портале госуслуг, обслуживаются вне очереди? Это не госуслуга. Это услуга предварительной записи, чтобы я в органах власти в очереди не стоял. Не более того",— говорит господин Хафизов

 

Он не исключает, что такой подход усиливает негативное отношение граждан к электронным услугам: они "часами ждут, а тут кто-то приходит и говорит, что записался на госпортале". Впрочем, очевидно, что подобной реакции не было бы, если бы пользователей электронных услуг было больше. 

Сейчас авторизованными пользователями портала госуслуг являются почти 1,4 млн человек, это число растет на 100 тыс. ежемесячно и, как ожидается, к 2015 году должно достичь 5 млн. В компании отмечают, что спрос на электронные госуслуги напрямую связан с их актуальностью и появление некоторых из них, например данных о задолженности по штрафам в ГИБДД, "приводит к скачкообразному росту интереса" к госуслугам в целом. 

 

Подробнее:  Коммерсантъ: Приложение BUSINESS GUIDE