(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

"Есть исследование, проведенное лет 15-20 тому назад, которое показывало, как ведут себя студенты, уехавшие учиться за рубеж, как обустраиваются и что предпринимают после окончания вузов. Там речь шла о студентах из стран бывшего СССР. И было показано, что главным фактором, который определял, вернется ли студент после обучения на родину или останется там, где учился, является наличие дома профессиональной или научной среды, в которой вернувшийся студент сможет применить приобретенные знания" - отметил экспер Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Дмитрий Бычков в статье на портале KM.RU ""Россия готова простимулировать «утечку мозгов» деньгами?".

 

Счастливчики, прошедшие предварительные испытания и сумевшие покорить Гарвард, Оксфорд и далее по списку, -  пишет KM.RU, - уже с 2012 года смогут учиться на выбранных программах абсолютно бесплатно — за государственный счет. Для начала речь идет о планке в 2000 человек, однако в обозримом будущем она может быть увеличена до 10 тысяч — и это отнюдь не предел. Именно этот вопрос будет рассмотрен на одном из круглых столов в рамках Петербургского международного экономического форума.

Поводом для данной инициативы, которую на суд прессы уже вынес представитель Минэкономразвития, стали слова президента Дмитрия Медведева, произнесенные в Давосе зимой сего года. «В ближайшее десятилетие, я надеюсь, не менее десятка тысяч наших молодых ученых, инженеров, чиновников и профессионалов в других областях получат магистерские и докторские степени в ведущих университетах мира. Надеюсь, потом они займут ключевые позиции в российском бизнесе, в государственном управлении, в науке и образовании», - отметил тогда глава российского государства. 

 

Задуманное впечатляет. Россия готова уже со следующего года начать оплачивать обучение за границей двум тысячам российских студентов. Но не за здорово живешь, конечно. Условие будничное: отучился — отработал. То есть примерно по той модели, по которой организован «целевой прием».

Однако можно вполне определенно говорить, что предлагаемое Минэкономразвития и существующая давняя практика — «две большие разницы». «Студента-дезертира», если такой объявится, из Лондона достать куда сложнее, чем из российской глубинки. В этом свете заверения начальника департамента развития конкуренции Минэкономразвития Александра Пироженко, что в случае отказа отработать вложенные средства со студента будет взыскана вся потраченная на обучение сумма с учетом инфляции, а также некая неустойка, можно найти наивными. Подобные страшилки не так сложно при ряде условий обойти и у нас, не говоря уже о зарубежье.

Однако пока оставим страхи и вчитаемся в цифры. Для начала Россия готова выделить на подготовку российских студентов за рубежом порядка 60 миллионов долларов. То есть по 30 тысяч  на брата. После несложного обзора предложений по ведущим мировым вузам делаем интересный вывод — выделенных денег (если делить честно и поровну) хватит разве что на семестр в Гарварде (стоимость обучения там составляет порядка 60 тысяч долларов в год). Остальные рейтинговые вузы США также просят заметно больше, чем российская казна готова даже в теории дать. Не Бог весть какой (в плане пиара) университет в Мэриленде оценивает свои услуги почти в 40 тысяч долларов за год. Можно, правда, стать жителем и налогоплательщиком штата — тогда год обучения обойдется в 5 тысяч «зеленых». Однако уже, очевидно, не из российской казны.

Таким образом, перед студентами открываются двери европейских вузов не первого пошиба, уровень стоимости обучения в которых подчас вполне сопоставим с предлагаемым на коммерческих отделениях МГУ и МГИМО.

Впрочем, относительно невысокая цена диплома с лихвой окупается стоимостью проживания и питания. Тут было бы нелишним узнать, планирует ли покрывать российский бюджет и сопутствующие жизненно необходимые затраты. Если да, то, похоже, что и не все европейские вузы окажутся доступны.

 

Предложение, озвученное высокопоставленным чиновником Минэкономразвития и ожидающее своей презентации на Международном экономической форуме, для KM.RU прокомментировал научный сотрудник Центра региональных программ Высшей школы экономики, эксперт по расчету экономически обоснованных затрат на оказание социальных и образовательных услуг Дмитрий Бычков:

 

- Я не вполне понял, что в проекте подразумевается под обязательным возвращением на родину по завершению обучения. Подозреваю, что журналисты не вполне корректно передали слова Александра Пироженко. В современной экономике знаний нет такого понятия, как «родина знаний», так просто не живет современное глобальное образование. Есть исследование, проведенное лет 15-20 тому назад, которое показывало, как ведут себя студенты, уехавшие учиться за рубеж, как обустраиваются и что предпринимают после окончания вузов. Там речь шла о студентах из стран бывшего СССР. И было показано, что главным фактором, который определял, вернется ли студент после обучения на родину или останется там, где учился, является наличие дома профессиональной или научной среды, в которой вернувшийся студент сможет применить приобретенные знания.

 

Я согласен с автором инициативы, что она может сослужить роль социального лифта. Другое дело — куда сам этот социальный лифт ведет. Есть ли на родине студента какая-то инфраструктура, научная и профессиональная среда, где он, поднявшийся на этом «социальном лифте», мог бы оказаться полезным? Так что первым делом необходимо уточнить идеологию и цель этого проекта. Что значит вернуться на родину — быть сотрудником российской компании за рубежом или платить налоги именно на территории России? Работать в российской компании можно не только в России. Работать ведь иногда можно и вообще удаленно.

Я помню, в России уже была программа, правда негосударственная, которая стимулировала студентов и преподавателей, учащихся и работавших за рубежом. Так вот, специально для них была разработана и отдельная программа, которая уже стимулировала их возвращение в родные вузы и научные организации. То есть, по сути,  программа борьбы с «утечкой мозгов». Но отмечу, что это была именно мера стимулирования, то есть студентам и научным работникам именно предлагались некоторые условия, которые их реально могли заинтересовать — организационные, финансовые ресурсы. И без запугиваний штрафами.

 

Источник: KM.RU