(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

Открыл и вел заседание - заместитель секретаря ОП Владислав Гриб. Он отметил важность данного законопроекта как для социальной сферы, так и для бизнеса, а также его значение в борьбе с коррупцией. Затем предоставил слово представителю основного разработчика законопроекта - заместителю министра экономического развития Михаилу Осеевскому, который для начала обобщил имеющийся опыт в сфере госзакупок.

По его словам, используя существующее законодательство, удалось создать единое правовое и информационное пространство, сформировалась система поставщиков, есть возможность получать открытую информацию, однако сегодняшняя модель уже не удовлетворяет требованиям, а 94-й федеральный закон регулирует слишком узкую область. "Но мы не пытаемся просто его заменить, мы делаем шаг вперед", - обратил внимание собравшихся замминистра.

 

Новый законопроект, как предполагается, будет регулировать весь цикл закупок - от блока планирования, который ныне не регулируется никаким законодательством, до блока контроля - насколько выполненные работы (приобретенные товары) соответствуют заявленным при планировании целям. Крупным заказчикам предлагается создать у себя спецподразделения по закупкам, в которые войдут управляющие контрактами, а также будет возможность привлечь независимых экспертов.

 

Осеевский отдельно остановился на проблеме управления рисками - в части ценовой политики и демпинга необходим будет целый перечень документов и законов, чтобы пресечь возможные махинации, а также в части возможностей заказчика в короткие сроки обратиться к надзорным органам, если подрядчик оказывается недобросовестным. Среди новелл законопроекта Осеевский назвал общественный контроль: возможность любому гражданину, организации или СМИ отслеживать закупки на всем протяжении процесса, видеть, что делает государство, и поднимать вопрос, если будут замечены нарушения.

 

"Мы получили много интересных идей от проекта "Роспил", и очень многие из них учли при разработке законопроекта", - отметил заместитель министра.

По его предположениям, законопроект будет внесен в Правительство уже в апреле. "Основная дискуссия идет у нас с Федеральной антимонопольной службой, - признал Осеевский, - однако большинство вопросов мы уже урегулировали, хотя некоторые концептуальные расхождения все еще сохраняются".

 

Аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов считает нужным не тянуть: "Есть риск дошлифовать законопроект до того, что его будет бессмысленно принимать", - считает он. По его словам, Счетная палата полагает концептуально вариант МЭР вполне приемлемым и готовым для внесения на рассмотрение Госдумы. Пискунов также считает, что его нужно синхронизировать с внесением законопроекта о государственном оборонном заказе и ФКС.

Заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко в своем выступлении говорил о необходимости отказаться от так называемых "конкурсов второй руки", кроме того, предложил вводить меры по антидемпингу, если предложенная цена падает более чем на 25%. По его мнению, крайне важно усилить значение критерия "квалификация" и оценки качества результатов работы.

Юрий Росляк, представлявший Комитет по экономической политике Совета Федерации, обратил внимание на то, что 90% закупок - ежегодно повторяющиеся, цикличные. Учитывая этот факт, по его мнению, система должна быть выстроена по трем уровням - федеральный, региональный и муниципальный, при этом правила должны быть сквозными и система должна стать единообразной.Росляк также предложил ввести единую систему кодификации товаров и услуг, существующих в сфере госзакупок, привязанную к кодам бюджетной классификации, чтобы избежать мошенничеств с новоизобретенными наименованиями.

 

Депутут Госдумы Анатолий Выборный, представляющий Комитет по безопасности и противодействию коррупции, еще раз напомнил, что новый законопроект должен быть свободен от коррупционных факторов, а также высказал мнение о необходимости общественного контроля и системного аудита в этой сфере.

Заместитель руководителя Федерального казначейства Станислав Прокофьев поделился статистикой сайта zakupki.gov.ru. По его словам, каждую секунду на сайт поступает 2,5 тысячи обращений, причем примерно треть - из-за рубежа. Каждый день на этой площадке заключается примерно 12 тысяч контрактов, рассказал Прокофьев.

 

По его словам, с 1 июля 2012 года вступает в силу федеральный закон № 223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В соответствии с ним госкорпорации и акционерные общества с госучастием должны будут работать по соответствующим стандартам "опубличивания" информации по размещению госзаказов уже от своего имени, а не от имени Российской Федерации. Появится еще целый сегмент элементов общероссийского официального сайта. Таким образом, общий объем государственных и муниципальных заказов сравняется с общим объемом федерального бюджета. "Наши идеи заключаются в том, что необходимо создать единую информационную платформу, пояснил чиновник. - Это нужно для определения начальной цены контракта, ибо это сегодня один из важнейших коррупциогенных факторов в госзаказе".

Важно, чтобы система вела поиск "аномальных" контрактов, считает Прокофьев, таких, как заказы о покупке золотых унитазов, предметов роскоши для госструктур. "Мы с помощью экспресс-анализа провели небольшое аналитическое исследование, и результаты нас изумили. Одно из учреждений ФСИН разместило заказ на сумму в несколько сот тысяч рублей. Предметом заказа стали несколько сортов пива. На не хватило фантазии сопоставить данный заказ с деятельностью ФСИН", - сообщил представитель Федерального казначейства.

 

Заместитель начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС Василий Горбунов выступил с критикой законопроекта, предложенного МЭР: "ФАС считает, что конкуренция в сфере госзакупок потеряна полностью", - заявил он. Со своей стороны эксперты ФАС подготовили собственный вариант законопроекта. По их мнению, данный закон должен иметь прямое действие, все шаги заказчика должны быть четко прописаны и жестко зарегламентированы, поскольку в конкурсных процедурах есть много коррупциогенных моментов, а система аукциона, по мнению разработчиков ФАС, прозрачнее и эффективнее, так как обойти электронный аукцион очень сложно. По словам Горбунова, сейчас создана колоссальная система контроля на базе ФАС, которая охватывает всю страну. 99% решений в сфере госзакупок принятых ФАС, остается в силе и только 1% оспаривается в суде, сообщил чиновник.

 

Член Общественной палаты Ирина Котелевская в свою очередь отметила, что предприниматели-поставщики также заинтересованы в сохранении структуры и атмосферы системы госзаказа, потому что "страшно поменять эти процедуры в один день, не зная на что опереться". По мнению Котелевской, новому закону не хватает очень многого, хотя в обществе есть понимание того, что надо двигаться вперед.

Отвечая представителю ФАС, заместитель главы Минэкономразвития Михаил Осеевский пояснил, что правительство установит перечень товаров и услуг, которые могут закупаться исключительно на электронных аукционах, но это не означает, что система нивелируется или исчезнет в пространстве.

"Здесь есть один принципиальный момент, в котором мы расходимся с нашими критиками, - заявил Осеевский. - Государство исходит из принципа добросовестности заказчика. Именно государственные органы должны обеспечить реализацию тех задач, которые ставятся в закупочных программах. Когда говорят, что подрядчика можно выбрать автоматически, то потом спросить с заказчика за то, что школа не построена к 1 сентября, невозможно. Он скажет, что такого недобросовестного поставщика выбрал компьютер. Это очень тонкий момент. Электронный аукцион - очень хороший вариант в плане модернизации системы госзакупок, но мы его должны оптимизировать с учетом того огромного опыта, который был накоплен за эти годы".

 

Представитель ОПОРы России Дина Крылова считает, что очень важно рассмотреть вопрос о субъективности фактора выбора исполнителя. В электронном аукционе, по ее мнению, субъективный выбор исполнителя представлен шире, чем до формирования Федеральной контрактной системы, так что в итоге может получиться обратный эффект.

 

"Качество государственного заказа может не повыситься, потому что госзаказчик будет поставлен в такие условия, что он будет вправе реализовывать личные выгоды, - считает Крылова. - Для него не будет действенных заслонов. Заказчик будет выбирать свои компании и скорее всего это приведет к падению качества реализуемых товаров и услуг. Получив "откат" заказчик не будет предъявлять к исполнителю никаких требований, поскольку он уже стал лицом аффилированным". По мнению Дины Крыловой, это сильно ухудшит институциональную среду в стране.

В свою очередь представитель ОАО "Единая электронная торговая площадка" Андрей Ищенко полагает, что если уйти от общественного обсуждения законопроекта, то дальше это все уйдет "в стены Минэкономразвития", и никаких обсуждений больше не будет. Поэтому он считает важным слушать и критику в адрес законопроекта. "Но из всех обсуждаемых пунктов сегодня мы пропустили один важнейший: возврат к бумажным процедурам, - отметил Ищенко. - Появление возможности проводить процедуры госзакупок в документарном варианте выводит госзаказ из единой системы отчетности, контроля. Тогда мы можем прийти к случайным потерям документации по конкретному заказу и прочим махинациям. Это приведет к сговору поставщиков, то есть тому, что происходило раньше". По мнению Ищенко, электронные торги дают главный антикоррупционный ресурс: анонимность, а возврат к документарной процедуре просто перечеркивает все это.

 

Несколько десятков докладчиков высказали свои замечания и предложения по проектам закона. Ведущий заседание Владислав Грибсообщил, что все материалы по итогам слушаний обязательно будут обработаны и изданы отдельным сборником, а также размещены на сайте ОП РФ.

 

Общественная палата РФ