Перевод муниципального автотранспорта на экологичные виды топлива тормозит отсутствие инфраструктуры. 

Эксперты подсчитали экономию, которую могут получить региональные бюджеты, отказавшись «кормить» муниципальные автопарки крупных городов бензином. Однако перевод пассажирского и коммунального транспорта на более дешевое газомоторное топливо влетает в копеечку. К тому же соответствующая заправочная инфраструктура развита далеко не во всех субъектах РФ.

Региональные бюджеты имеют возможность сэкономить на транспортных расходах до 2020 года свыше 33 млрд рублей, подсчитали исследователи Института государственного и муниципального управления (ИГМУ) Высшей школы экономики. Но для этого им необходимо в полной мере реализовать распоряжение правительства, обязывающее перевести на газомоторное топливо до 50% муниципального транспорта в крупных мегаполисах.

Программы по расширению использования газомоторного топлива (ГМТ) регионы совместно с нефтегазовыми компаниями и производителями техники должны принять до конца 2015 года. По данным Минэнерго, такие документы утверждены уже в 29 субъектах РФ, еще девять регионов ведут разработку программ, рассказал RegNews руководитель исследования, замдиректора Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Константин Головщинский.

«Власти большинства регионов понимают выгоду от перевода муниципальных автопарков на газомоторное топливо. Но, как обычно, в любом деле есть передовики, середняки и отстающие, — рассказал он. — Например, правительство Санкт-Петербурга еще в прошлом году приняло программу по переводу всего городского автобусного парка на ГМТ к 2020 году. По тому же пути идут власти Самарской, Орегбургской областей, Краснодарского края, Татарстана, Башкортостана. Им не надо объяснять выгоду от этих мер, они сами прекрасно разбираются в вопросах экономии».

Ученые посчитали разницу, которая останется в бюджете при равномерной замене выбывающего жидкомоторного муниципального транспорта на аналоги, работающие на компримированном (сжатом) природном газе. В зависимости от количества подвижного состава бюджетный эффект составил от 18,8 млн рублей в Республике Ингушетия до 6,2 млрд — в Москве.

Повышение уровня экологичности автотранспорта — одно из основных направлений работы министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан в сфере транспорта, сообщила RegNews пресс-секретарь ведомства Наиля Клевлеева. «В рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность» госпрограммы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предприятия республики приобрели 277 автобусов и 48 единиц спецтехники, работающих на газомоторном топливе. Субсидия из федерального бюджета составила 764,3 млн рублей. В 2015 году планируется приобретение еще 96 автобусов и 224 единиц спецтехники. На эти цели республике уже выделены 554 млн рублей. Кроме этого, в соответствии с распоряжением правительства РФ о распределении субсидий, предоставляемых на закупку троллейбусов и трамвайных вагонов, бюджету Республики Татарстан предусмотрено 160 млн рублей. На указанную субсидию предприятия электротранспорта планируют приобрести 45 троллейбусов и 20 трамвайных вагонов», — сообщила она.

Далеко не все регионы могут похвастаться такими цифрами.

Замначальника отдела реализации госполитики в области автотранспорта департамента транспорта Краснодарского края Владимир Мануилов сообщил RegNews, что в прошлом году в рамках данной программы регион закупил 170 автобусов, работающих на ГМТ. «Сколько будет приобретено в текущем году, пока не известно — все зависит от того, сколько средств перечислит федеральный бюджет», — добавил он.

Но и это уже почти половина из предусмотренных программой закупок техники, предполагающей в перспективе экономию до 338 млн рублей.

Несмотря на большой объем инвестиций на закупку в общей сложности 12 285 единиц автобусов и 14 455 единиц коммунальной техники, экономия денежных средств на топливе проявляется уже к 2018 году, уверяет Константин Головщинский. А в 2020 году ежегодная экономия бюджетов от реализации программы будет превышать затраты на закупку транспортных средств на ГМТ в четыре раза. «Понятно, что в связи с дефицитом средств в региональных бюджетах не все субъекты РФ могут изыскать средства на эти программы. Однако Минпромторг РФ сегодня дотирует от 5% до 95% таких закупок», — замечает он.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин замечает, что для использования автотранспорта на ГМТ в регионах вначале должна быть создана соответствующая заправочная инфраструктура. «Эта дилемма курицы и яйца существует чуть ли не с советских времен. Если в регионе не развита сеть газовыхзаправок, никого из-под палки не заставишь переводить транспорт на этот вид топлива. А когда на территории минимум транспорта, работающего на газе, какой интерес его производителям вкладываться в инфраструктуру, — пояснил он RegNews. — Как свидетельствует мировой опыт, единственный эффективный способ устроить массовый перевод автотранспорта с бензина на газ — существенная разница в стоимости этих видов топлива. Помнится, Армения стала в 90-е годы мировым чемпионом по переводу автомобилей на газ, когда там возникли проблемы с бензином».

Константин Головщинский говорит, что проблему с заправочной сетью для автомобилей на ГМТ сегодня решает Минэнерго. «Ведомство стимулирует инвесторов вкладываться в инфраструктуру, в том числе и планами по переводу муниципального автопарка на этот вид топлива. Когда регион принимает соответствующую программу, компаниям проще рассчитывать отдачу от своих инвестиций», — говорит он.

Для производителей газомоторного топлива муниципальный автопарк — капля в море, возражает Михаил Блинкин. «Если легковых автомобилей у нас сегодня насчитывается свыше 300 на тысячу жителей, то автобусов и поливальных машин — единицы. А значит, только за счет поощряемого бюджетными деньгами перевода транспорта на ГМТ проблему с этого вида инфраструктурой вряд ли удастся скоро решить», — резюмирует он.

Источник: RegNews