(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

Эксперты Центра правовой поддержки журналистов ОНФ провели вебинар с участием более ста независимых региональных и муниципальных СМИ, на котором ответили на вопросы о законодательном регулировании участия в тендерах по информационному освещению деятельности органов власти и объяснили на реальных примерах, как можно противостоять попыткам чиновников использовать финансовые рычаги давления на прессу. Эксперты отметили, что рассмотрение таких жалоб станет одним из основных направлений работы Центра.

В последнее время в Центр правовой поддержки поступают многочисленные обращения от представителей СМИ, которые пострадали от различных инструментов финансового давления. Журналисты жалуются, что вместо того, чтобы служить в качестве финансовой поддержки изданий, проводимые в регионах тендеры по информационному освещению превратились в механизмы давления на неугодных журналистов.

«Мы начали обсуждать эту тему еще на втором медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость», на котором работала приемная Центра правовой поддержки журналистов: журналисты подходили к нам и рассказывали о том, что часто деньги, выделяемые на поддержку СМИ, на самом деле используются против СМИ – как элемент давления. Журналисты выигрывают тендер на какие-нибудь 100 тыс. руб., и потом оказываются в условиях, когда им запрещено публиковать любые критические материалы и даже ставить заголовки, которые могут не понравиться местным чиновникам. Если же критические публикации появляются, то нередки случаи, когда за этим следуют попытки расторгнуть с «непослушными» редакциями контракт по необоснованным причинам. И это далеко не единственные варианты давления на прессу», – отметила руководитель Центра правовой поддержки журналистов ОНФ Наталья Костенко.

Буквально несколько дней назад поступило обращение от главного редактора газеты «Компас TV» из г. Тулун Иркутской области Светланы Горбачевой, которая пожаловалась, что проблемные публикации в издании делают невозможным получение господдержки из местного бюджета. По ее словам, власти финансируют СМИ, которое публикует только восторженные статьи о мэрах окрестных городов и событиях в районе. А финансовое положение газеты, поднимающей острые для местных жителей проблемы, остается тяжелым.

«Нам удалось договориться с правительством о том, что будет серьезно повышена прозрачность распределения бюджетных средств, предназначенных на поддержку СМИ. Губернаторы будут обязаны публиковать отчеты о том, как они потратили эти деньги, – будь то гранты, закупки или субсидии», – сообщила Наталья Костенко.

Независимые СМИ из регионов рассказали о неудачных попытках принять участие в госзакупках по информационному освещению деятельности региональных и муниципальных органов власти и официальной публикации обязательных нормативных правовых документов. Местные власти проводят тендеры таким образом, что победителями становятся только «свои» СМИ. Журналисты называют это методами «заточки» конкурсной документации под конкретного поставщика. В технических заданиях указываются, например, параметры печатного СМИ, соответствующие только нужной газете: тираж, периодичность, формат, объем, цветность и т.д. Естественно, никто, кроме этой газеты, не может даже участвовать в тендере – заявку признают несоответствующей, и контракт подписывается с единственным поставщиком.

Руководитель Центра правового мониторинга Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Олег Гринь подчеркнул, что такие действия заказчика, безусловно, незаконны. «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (44-ФЗ) запрещает заказчикам совершать любые действия, которые приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок. То есть какие бы требования ни включал заказчик в техзадание, в суде ему придется доказывать не только их обоснованность, но и то, что его особым требованиям соответствуют несколько возможных участников торгов», – пояснил Олег Гринь.

В свою очередь один из экспертов Центра правовой поддержки журналистов – заместитель директора Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Константин Головщинский привел аналогичный пример, когда в Еврейской автономной области в техзадании к торгам было указано, что информационные материалы непременно должны размещаться в рубрике «От первого лица», которая имелась лишь в одном местном издании. «Это очевидный повод для обжалования аукциона в ФАС. Причем дело тут еще и в том, что заказчик вообще не должен был называть рубрику – ему было необходимо лишь описать требования к ней», – пояснил Головщинский.

Помимо этого, по словам сотрудников региональных редакций, близкие к власти средства массовой информации, даже имея ошибки в технической документации, могут незаметно исправлять их в процессе проведения тендеров. Эксперты назвали такие действия грубейшим нарушением закона и пояснили, что изменения представленной документации не допускается. А в ряде случаев – при наличии соответствующих признаков фальсификации – есть возможность привлечь фальсификаторов к уголовной ответственности по ст. 327 Уголовного кодекса РФ.

Но даже если торги прошли на конкурентной основе, возникает новая проблема – недобросовестность региональных и муниципальных органов власти при исполнении контрактов по информационному освещению их деятельности.

Так, газета «МК в Бурятии» в 2014 г. столкнулась с прецедентом, когда контракт, заключенный с городским советом депутатов Улан-Удэ, был разорван по причине недовольства мэра редакционной политикой издания. К этому моменту контракт был выполнен на одну треть. А телеканал «КРИК-ТВ» (Свердловская область) подвергся давлению со стороны Нижнетагильской городской думы, которая попыталась в одностороннем порядке расторгнуть через суд договор на информационное освещение. В качестве основания дума указала на отсутствие представителей СМИ на ряде ее заседаний. Телекомпания направила в суд пресс-релизы своих программ и эфирных справок, которые подтвердили и присутствие журналистов на заседаниях, и освещение данных мероприятий в эфире. В итоге Нижнетагильская городская дума попросила суд оставить свое заявление без рассмотрения.

«В подобных ситуациях журналистам следует обратить внимание на то, как сформулировано условие об основаниях для расторжения договора в контракте, – указал Олег Гринь. – В качестве такого основания может выступать существенное нарушение договора. В частности, Высший арбитражный суд РФ в одном из своих актов указал, что существенным является факт неисполнения обязательства, а не те факты якобы ненадлежащего исполнения, которые имеют место в упомянутых случаях. При этом несогласие с позицией редакции никакого отношения к исполнению контракта не имеет. Я бы также посоветовал журналистам при обжаловании попыток расторжения договора, если на какое-то время местная власть прекратила платить вам положенные деньги, требовать еще и проценты за пользование этими средствами».

Эксперты рекомендовали региональным журналистам активнее общаться с территориальными управлениями ФАС при любых подозрениях на нарушения антимонопольного законодательства и пообещали разместить в библиотеке на сайте Центра правовой поддержки журналистов решения ФАС, принятые в пользу СМИ, на которые можно будет ссылаться при подготовке жалоб и заявлений.

«Мы намерены сделать это направление работы одним из основных в деятельности нашего Центра. Будем собирать практику и помогать журналистам выигрывать гранты и аукционы, а гражданам в итоге получать информацию, а не пиар о деятельности губернатора. Помимо этого, из многочисленных вопросов, поступивших сегодня от участников встречи, мы сформирует карту наших дальнейших действий. И одним из них станет вебинар по еще одной животрепещущей для СМИ теме – применение закона о рекламе», – резюмировала Наталья Костенко.

Видео вебинара можно скачать по этой ссылке: 
https://post.onf.ru/owncloud//public.php?service=files&t=9d0ba431b2b679700e25b2820cae93ad.

По материалам сайта ОНФ