«Отсутствие нормирования государственных закупок и единообразия применения норм законодательства о контрактной системе делают процесс государственных закупок непрозрачным» - говорится в докладе Минфина России об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в субъектах Российской Федерации.

Эксперты Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ приняли активное участие в проведенном исследовании, проанализировав представленные региональными властями материалы о повышении эффективности государственных закупок и направив соответствующий раздел доклада в Минфин.

Исследование проводилось в 83 субъектах РФ, за исключением Республики Крыма и г. Севастополя (по причине наличия в данных двух субъектах РФ иных правил функционирования системы закупок). По результатам проведенного экспертами Центра анализа был составлен рейтинг регионов по степени обеспечения конкуренции в рамках контрактной системы.

Рейтинг составлялся на основе информации о количестве заявок, поданных для участия в конкурентных процедурах в разных субъектах РФ.

Так, лидером рейтинга стала Липецкая область. В этом регионе было подано 3,6 заявок в среднем на одну конкурентную процедуру закупки. Вторым в рейтинге числится Санкт-Петербург. В северной столице было подано 3,5 заявок на одну процедуру. В Москве ситуация чуть хуже – 3,2 заявки на одну процедуру. В число лидеров также попали Омская, Московская, Мурманская и Самарская области, Ненецкий автономный округ, Пермский край, Кабардино-Балкарская Республика.

Хуже всего с конкуренцией по количеству заявок обстоят дела в Чукотском автономном округе. В регионе в среднем на одну госзакупку приходится 1,4 заявки от поставщиков. Чуть лучше ситуация в Дагестане – 1,5 заявки и в Калмыкии – 1,7 заявок. Аутсайдерами по среднему количеству заявок на одну конкурентную процедуру закупки также стали Магаданская, Амурская и Брянская области, Чеченская Республика, Северная Осетия, Якутия и Адыгея. В этих субъектах РФ среднее количество заявок было ниже чем в целом по стране. Всего по всем региональным закупкам за 2015 год было подано в среднем 2,3 заявки.

Доля конкурентных процедур, признанных несостоявшимися, по-прежнему высока. В 2014 году этот показатель составил 36,9%, при этом объем денежных средств, реализованных у единственного поставщика в результате признания несостоявшимися конкурентных процедур, достиг почти трети (30,3%) от общей стоимости заключенных контрактов.

Доля конкурентных процедур, признанных несостоявшимися, по-прежнему высока. В 2014 году этот показатель составил 36,9%

Основным препятствием к эффективному осуществлению закупок региональные заказчики считают отсутствие нормирования в сфере госзакупок. Следует также отметить, что большинство регионов, упомянувших проблему нормирования, связывают ее актуальность с переносом вступления в силу положений закона № 44-ФЗ о нормировании.

Еще одной наиболее распространенной проблемой на региональном уровне является излишняя регламентация закупочных процедур, в том числе неоправданное затягивание закупочного процесса и, как следствие, рост временных издержек заказчиков. В частности, такие обстоятельства, как установленное законом значительное время для проведения процедуры, невозможность гибко управлять исполнением контракта, необходимость оплаты контракта до истечения финансового года, вынуждают заказчика вступать в заведомо невыгодные контрактные отношения.

 

С целью решения указанных проблем Минфин России предлагает ввести нормирование затрат, минимизировать риски, связанные с неисполнением контракта и осуществить модернизацию и интеграцию информационных систем управления закупками.

 

Ознакомиться с полной версией Доклада можно на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru/ru/perfomance/budget/policy/#ixzz3zxIpSVWN