(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

20 октября в Высшей школе экономики прошел научно-практический семинар по теме «Стандартизация предоставления социальных услуг. Разработка нормативов финансовых затрат в социальной сфере».

На семинаре представители учреждений социальной защиты населения, образования, культуры и спорта, а также органов исполнительной власти из различных субъектов Российской Федерации прослушали курс лекций, посвященный основным вопросам стандартизации предоставления услуг в социальной сфере, нормативно-правового регулирования разработки и применения стандартов социальных услуг, а также практики применения стандартов социальных услуг и повышения эффективности и результативности их предоставления.

Отметим, что содержательно доклады затрагивали только сферу социальных услуг, предоставляемых поставщиками услуг  («социально значимые» услуги), а не ОИВ (ОМСУ) по  заявлению получателя в рамках выполнения своих исполнительно-распорядительных полномочий.

 

Открыл семинар  научный сотрудник Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ, кандидат социологических наук Дмитрий Геннадьевич Бычков.

В своем докладе Дмитрий Бычков затронул аспекты определения стандарта и целей стандартизации социальных услуг, а также нормативное правовое обеспечение разработки и применения стандарта.

По мнению эксперта, качество предоставляемых госорганами услуг и их влияние на уровень и качество жизни населения являются определяющим механизмом оценки результатов деятельности государственных учреждений. Другими словами, элементом реформирования сети учреждений должно быть развитие системы управления качеством государственных (муниципальных) услуг и работ. Стандарты качества государственных (муниципальных) услуг (работ) представляют собой центральный элемент такой системы на региональном и местном уровнях.

 

«Касательно вопроса определения стандарта - под стандартом качества понимается типовой образец, включающий общие требования к объемам, качеству, порядку и условиям предоставления услуг, которому должны соответствовать основные параметры услуги (работы), оказываемой (выполняемой) за счет бюджетных средств любым поставщиком, независимо от его организационно-правовой формы (бюджетное, автономное, казенное учреждение, «частная» некоммерческая организация, общественная организация, коммерческая организация или индивидуальный предприниматель)», - внес ясность эксперт.

 

«Стоит отметить, постепенный переход к предоставлению социальных услуг в соответствии со стандартом позволит четко представлять не только степень результативности тех или иных видов оказываемых услуг, но и финансовые параметры: сколько финансовых, кадровых и материальных ресурсов вкладывается в ту или иную услугу; какова полная стоимость «продукта» (например, стоимость предоставления услуги в расчете на одного клиента); во сколько обходится результат (например, каковы затраты на одного клиента, у которого произошли ожидаемые положительные изменения)», - резюмировал Дмитрий Бычков.

 

Следующий лектор - руководитель отдела экономики бюджетного сектора Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Надежда Михайловна Сивашева в своем докладе по теме «Методики расчета норматива финансовых затрат на выполнение стандарта социальных услуг» осветила основные принципы определения нормативов финансовых  затрат на выполнение стандартов и расчета нормативов финансовых затрат, а также описала методики определения норматива финансирования нормирования на основе рационального набора услуг.

 

«Оплата труда и начисления на оплату труда  основного административно-управленческого и вспомогательного персонала; Материальные запасы (медикаменты, расходные материалы, продукты питания, мягкий инвентарь, топливо и т.п.); Услуги (коммунальные, электроэнергия, связь, транспорт, содержание имущества и т.п.), - относятся к виду нормированных затрат», - отметила эксперт.

 

В ходе лекции особое внимание было уделено процессу выбора подхода к нормированию: на основе описания рационального набора услуг (на основе стандарта соцуслуг) или на основе сложившейся структуры затрат (с учетом стандарта соцуслуг).

Акцентировав внимание слушателей на преимуществах и недостатках обоих подходов, Надежда Сивашева пояснила, что выделение субсидии АУ и БУ в рамках финансирования на основе финансовых нормативов должно определяться по формуле  (объем*норматив). Резервы для компенсации расходов сверх установленных в госзадании могут распространяться на услуги неограниченному числу лиц, при изменении госгарантий и при премировании в случае предоставления большего объема услуг с более высоким качеством. При этом график финансирования должен быть согласован с периодом возникновения затрат).

 

В заключительной части семинара слово вновь было передано Дмитрию Геннадьевичу Бычкову, который поднял на обсуждение вопросы практики применения стандартов социальных услуг и повышения эффективности и результативности их предоставления.

Подробно рассмотрев аспекты разработки стандартов социальных услуг, включая расчет нормативов затрат на оказание услуг и особенности применяемого перечня государственных услуг, Дмитрий Геннадьевич перешел к описанию методики определения нормативных затрат времени, особенностей расчета штатной численности и дифференциации объема и состава предоставления услуг на основе оценки потребности в услугах.

 

При разработке стандарта необходимо, - отметил эксперт, - чтобы стандарт отвечал следующим условиям:

1. Реалистичность. Для соблюдения стандарта уже имеющихся ресурсов достаточно и привлечения значительных дополнительных ресурсов не требуется.

2. Надежность. Соблюдение стандарта приводит к улучшению результатов.

3. Обоснованность. Стандарты основаны на изучении опыта работы органа управления, учреждений и его работников, а также исследовательских данных из других региональных систем социального обслуживания.

4. Ясность. Стандарты четко сформулированы (они понятны исполнителям).

5. Возможность измерить. Соответствие деятельности исполнителя стандартам можно оценить в количественных величинах.

 

На примере применения стандарта услуг в медицинской сфере эксперт подробно разобрал структуру и содержание стандарта социальной услуги, акцентировав внимание слушателей на особых условиях в сфере социального обслуживания:

1) вводимые стандарты не могут ухудшать положение граждан, являющихся получателями социальных услуг, в сравнении с действующими стандартами

2) те, кто на момент принятия нового стандарта уже является получателями социальных услуг, должны будут продолжать получать услуги по перечню, составу, объему, требованиям к порядку и качеству не меньшем действовавшего на момент принятия решения об оказании данным получателям услуг

 

В заключающей части своего доклада Дмитрий Бычков поднял тему формирования перечня социальных услуг, критериев оценки потребности в услугах при формировании стандарта социальной услуги и определения конечного и непосредственного результата предоставления услуги.