24 июля в Калуге, в Министерстве конкурентной политики Калужской области состоялось совещание с представителями общественных организаций региона. Основная тема обсуждения - правовые основы и предпосылки эффективности участия общественности в процедурах осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.

 

Данное мероприятие явилось логическим продолжением круглого стола, прошедшего в Калуге 19 июля и посвященного обсуждению нового Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пришедшего на смену закону 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Мероприятие проводилось Центром региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Института государственного и муниципального управления НИУ "Высшая школа экономики" совместно с Министерством конкурентной политики Калужской области в рамках пилотного проекта Открытого Правительства по апробации отдельных институтов контрактной системы.

 

В числе главных новаций контрактной системы – введение нового института участия общественности в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд. Более того, законом закрепляется обязательное общественное обсуждение крупных закупок, и устанавливаются случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок.

Заместитель губернатора Калужской области - руководитель министерства информационного общества и инноваций области Максим Шерейкин в своем приветственном слове отметил, что эффективность закупок для государственных и муниципальных нужд во многом будет зависеть от степени заинтересованности самих граждан и общественных организаций в обсуждении процедур закупок.

 

Елена Готцева – эксперт рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций очертила основной круг положений, которые подверглись изменениям в новом законе о контрактной системе. «Прежде всего, необходимо отметить, что новый закон, который вступает в силу с 1 января следующего года, будет регулировать весь закупочный цикл. Закон расширяет круг лиц, которые будут осуществлять закупки в соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. К ним теперь будут относиться также автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (во всех случаях предоставления им бюджетных инвестиций, в отношении закупок, осуществляемых за счет указанных средств), а также иные юридические лица (в случае предоставления им бюджетных инвестиций, в отношении закупок, осуществляемых за счет указанных средств, и при условии, что такое требование будет предусмотрено нормативным актом о предоставлении бюджетных инвестиций). Ужесточаются требования к процедурам планирования закупок. Особое внимание следует уделить институту общественного контроля, включающего в себя: общественное обсуждение закупок и непосредственно общественный контроль», - сообщила Елена Готцева.


Эксперт Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ «Высшая школа экономики Дмитрий Илюшин рассказал о том, что контрактная система существенно увеличит роль общественности и возможности ее участия во всем процессе закупочной деятельности государства.

«На сегодняшний день, если говорить об обязательных формах общественного участия,  законом устанавливаются две формы участия общества в планировании и осуществлении закупок. Это участие в обязательном общественном обсуждении закупок и в осуществлении общественного контроля закупок. До 2016 года обязательному общественному обсуждению подлежат только закупки начальная (максимальная) цена которых превышает один миллиард рублей (п. 5 ч. 3 ст. 112 44-ФЗ). Иные случаи могут быть предусмотрены законодательством субъекта или нормативно-правовыми актами муниципального образования. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения. Причем, по результатам обязательного общественного обсуждения закупка может быть отменена», - заключил эксперт.

 

Министр конкурентной политики Калужской области Николай Владимиров напомнил собравшимся о том, что Калужская область стала одним из пилотных регионов, на площадке которой экспертный совет при Правительстве Российской Федерации проводит апробацию механизмов контрактной системы, в том числе в части повышения открытости государственных и муниципальных закупок. Кроме того, Калужская область предпринимает ряд шагов к повышению контролируемости госзакупок в рамках действующего ФЗ №94. Это - централизация всех закупочных процедур, а также создание условий для организации заказчиками обсуждение закупок на сумму от 100 миллионов рублей.

 

Начальник управления государственного заказа Калужской области Сергей Чериканов уточнил, что обсуждаться будут не все закупки - в неделю проходит порядка 200 аукционов и никакая общественность такой нагрузки не выдержит. Поэтому будет определяться перечень закупок, которые подлежат общественному обсуждению, и, кроме того, заказчик будет иметь право объявить общественное обсуждение.


К тому же появится подробное описание и обоснование заказа. Это делается для того, чтобы исключить необоснованные покупки предметов роскоши для госслужб и закупки некачественных товаров по заниженным ценам.

Руководитель проекта НП «НАИЗ» Михаил Шелоумов рассказал о проблемах экспертов при получении информации о закупках. Данные о закупках не структурированы, документы размещаются в многотомных архивах с произвольными названиями и в произвольных форматах.  Как следствие, чтобы найти нужную закупку, приходится тратить больше времени.

 

Что касается общественного обсуждения закупок, то уже сегодня общественные контролеры сталкиваются с рядом проблем. В некоторых случаях заказчик умышленно или по незнанию нарушает установленный порядок общественного обсуждения закупок, например, не публикуя Протоколы общественных обсуждений. Но иногда заказчик скрыто противодействует процедуре общественного обсуждения, назначая очное обсуждение в удаленном населенном пункте или предоставляя на обсуждение крупной закупки всего лишь несколько дней.

 

Председатель Калужского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Денис Шаулин порекомендовал оптимизировать электронные ресурсы, прежде всего сайты, на которых ведется размещение информации о закупках. Он указал, что нужно привести всю информации в удобную для пользователя систему, упростить процесс поиска закупок в интернете.

«Закон для всех новый и для регионального министерства и для предпринимателей. Поэтому помимо процесса обсуждения будет организован и процесс обучения новым положениям будущей контрактной системы госзакупок», - резюмировали организаторы совещания.