(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

29 мая в Тор­го­во-про­мыш­лен­ной па­ла­те Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции сос­то­ялось за­се­да­ние Ко­ми­те­та ТПП РФ по на­уч­но-тех­ни­чес­ким ин­но­ва­ци­ям и вы­со­ким тех­но­ло­ги­ям. В рам­ках со­ве­ща­ния, ко­то­рое прош­ло в фор­ма­те «круг­ло­го сто­ла», участ­ни­ки дис­кус­сии об­су­ди­ли проб­ле­мы по­вы­ше­ния спро­са на ин­но­ва­ции в Рос­сии.

 

Отк­рыл и вел за­се­да­ние за­мес­ти­тель пред­се­да­те­ля Ко­ми­те­та ТПП РФ по на­уч­но-тех­ни­чес­ким ин­но­ва­ци­ям и вы­со­ким тех­но­ло­ги­ям, со­вет­ник пред­се­да­те­ля Со­ве­та ди­рек­то­ров ОАО «АФК Сис­те­ма» Вла­ди­мир Ру­да­шевс­кий.

В сво­ем при­ветс­твен­ном сло­ве он под­черк­нул ак­ту­аль­ность воп­ро­са для современной российской экономики. Он отметил, что 75% предп­ри­ятий в Рос­сии не пла­ни­ру­ет ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия, ис­поль­зо­ва­ния но­вых тех­но­ло­гий, по­то­му что их про­дук­ция и так поль­зу­ет­ся спро­сом. Вмес­те с тем, есть и по­ло­жи­тель­ные тен­ден­ции. В част­нос­ти, Ми­нис­терс­тво про­мыш­лен­нос­ти и тор­гов­ли Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на­ме­ре­но пе­ре­дать биз­не­су пра­ва на ре­зуль­та­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной де­ятель­нос­ти, зак­реп­лен­ные за Рос­сий­ской Фе­де­ра­ци­ей в час­ти ком­пе­тен­ции ве­домс­тва, для внед­ре­ния в граж­данс­кий обо­рот.

 

За­мес­ти­тель ди­рек­то­ра Де­пар­та­мен­та ин­но­ва­ци­он­но­го раз­ви­тия Ми­нэ­ко­ном­раз­ви­тия Рос­сии Оль­га Ко­чет­ко­ва расс­ка­за­ла о ре­али­зу­емых ме­рах под­держ­ки ин­но­ва­ци­он­но­го предп­ри­ни­ма­тель­ства. К таким мерам относятся: раз­ра­бот­ка тех­но­ло­ги­чес­ких плат­форм для ук­реп­ле­ния вза­имо­дей­ствия на­уки и биз­не­са; фор­ми­ро­ва­ние тер­ри­то­ри­аль­ных ин­но­ва­ци­он­ных клас­те­ров, объ­еди­ня­ющих предп­ри­ятия на­уч­но-про­из­водс­твен­ной це­поч­ки в од­ной или нес­коль­ких от­рас­лях эко­но­ми­ки, а так­же соз­да­ние инс­ти­ту­тов раз­ви­тия для под­держ­ки ин­но­ва­ци­он­ных ком­па­ний на всех ста­ди­ях раз­ви­тия.

 

Экс­перт Цент­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ ВШЭ Ксе­ния Че­ки­на об­ра­ти­ла вни­ма­ние соб­рав­ших­ся на осо­бен­нос­ти схем ра­бо­ты ин­но­ва­ци­он­ных ва­уче­ров в Ев­ро­пе, Авс­тра­лии и США.

 

В сво­ем док­ла­де на те­му «Ин­но­ва­ци­он­ные ва­уче­ры для предп­ри­ятий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са как инс­тру­мент сти­му­ли­ро­ва­ния спро­са на ин­но­ва­ции» Ксе­ния Че­ки­на под­черк­ну­ла, что в боль­шинс­тве раз­ви­тых стран ин­но­ва­ци­он­ный ва­учер яв­ля­ет­ся эф­фек­тив­ным инс­тру­мен­том рос­та спро­са на ин­но­ва­ции, в пер­вую оче­редь, в среде ма­лого и сред­него предп­ри­нимательства. Имен­но предс­та­ви­те­ли SMB ста­но­вят­ся ос­нов­ны­ми драй­ве­ра­ми рос­та ин­но­ва­ций и глав­ным объ­ек­том гран­то­вой го­су­дарс­твен­ной под­держ­ки биз­не­са с ин­но­ва­ци­он­ной сос­тав­ля­ющей. При­чем ва­уче­ры не яв­ля­ют­ся обо­соб­лен­ным инс­тру­мен­том рос­та ин­но­ва­ций и ра­бо­та­ют толь­ко в со­во­куп­нос­ти с дру­ги­ми инс­тру­мен­та­ми (в том чис­ле – с соз­дан­ны­ми инс­ти­ту­та­ми).

 

Со слов экс­пер­та Цент­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм ИГ­МУ НИУ ВШЭ, ос­нов­ные фак­то­ры «тон­кой наст­рой­ки» при­ме­не­ния инс­тру­мен­та ин­но­ва­ци­он­ных ва­уче­ров - это чет­кость обоз­на­че­ния ус­луг, оп­ла­чи­ва­емых ва­уче­ра­ми, на­ли­чие и вы­со­кая ква­ли­фи­ка­ция ор­га­ни­за­ций, пе­ри­оди­чес­кая и обя­за­тель­ная оцен­ка ус­пе­ха дей­ствия ва­учер­ной схе­мы и обес­пе­че­ние мак­си­маль­но низ­ких из­дер­жек ад­ми­нист­ри­ро­ва­ния ва­учер­ных схем.

При­ме­ча­тель­но, что ин­но­ва­ции в за­пад­ных стра­нах восп­ри­ни­ма­ют­ся ина­че, чем в Рос­сии. К при­ме­ру, "как сох­ра­нить ана­нас све­жим на бо­лее дол­гий срок при пос­тав­ке фрук­тов в су­пер­мар­ке­ты?", - опыт Се­вер­ной Ир­лан­дии по­ка­зы­ва­ет, что го­су­дарс­тво ищет ин­но­ва­ци­он­ные ре­ше­ния в сфе­рах бо­лее приб­ли­жен­ных к обы­ва­те­лю.

 

В за­вер­ше­ние со­ве­ща­ния участ­ни­ки круг­ло­го сто­ла внес­ли ряд пред­ло­же­ний, нап­рав­лен­ных на сти­му­ли­ро­ва­ние ин­но­ва­ци­он­но­го спро­са, вклю­чая:

  • - раз­ра­бот­ку по­ли­ти­ки раз­ви­тия ма­ло­го и сред­не­го про­из­водс­твен­но-ин­но­ва­ци­он­но­го биз­не­са с уче­том мер под­держ­ки и сти­му­ли­ро­ва­ния ко­опе­ра­ции круп­но­го биз­не­са с ма­лы­ми и сред­ни­ми предп­ри­яти­ями и инс­тру­мен­тами ко­ор­ди­на­ции;
  • - соз­да­ние спе­ци­али­зи­ро­ван­ной го­су­дарс­твен­ной струк­ту­ры, от­ве­ча­ющей за соз­да­ние ус­ло­вий раз­ви­тия ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са;
  • - со­вер­шенс­тво­ва­ние сис­те­мы го­су­дарс­твен­ных за­ку­пок;
  • - раз­ра­бот­ку прог­рам­мы и мер под­держ­ки по прод­ви­же­нию рос­сий­ской ин­но­ва­ци­он­ной про­дук­ции, соз­да­нию до­пол­ни­тель­ной фи­нан­со­вой сис­те­мы под­держ­ки экс­порт­но-ори­ен­ти­ро­ван­ных предп­ри­ятий.

 

     

    Скачать док­лад экс­пер­та Цент­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го и му­ни­ци­паль­но­го уп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ ВШЭ:  "Ин­но­ва­ци­он­ные ва­уче­ры для предп­ри­ятий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са как инс­тру­мент сти­му­ли­ро­ва­ния спро­са на ин­но­ва­ции" >>

     

    По материалам Торгово-промышленной палаты Российской Федерации