9 декабря в Высшей школе экономики прошел научно-практический семинар по теме: «Создание и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Российской Федерации».

Семинар проводился в целях оказания методической поддержки органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления реализации мероприятий по созданию и развитию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) на территории субъектов Российской Федерации.

 

Открыл семинар эксперт Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ Илья Михайлович Степанов.

 

Выступая на семинаре, Илья Степанов отметил, что первая ключевая характеристика МФЦ – ведение приема не представителями органов публичной власти и иных уполномоченных на предоставление услуг организациями, а специально выделенными операционистами, включенными в штат самостоятельной организации – МФЦ. Второй ключевой характеристикой МФЦ является организация ведения приема по так называемому «оконному» принципу.

Учебную часть научно-практического семинара с докладом по теме «Технологии создания и развития многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» открыла эксперт Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ Екатерина Владимировна Тюменцева.

 

В первой части своего выступления Екатерина Тюменцева осветила основные принципы деятельности МФЦ, а также вопросы нормативного правового обеспечения деятельности МФЦ.

Вниманию слушателей семинара был представлен алгоритм формирования перечня услуг, планируемого для предоставления на базе МФЦ, также в первой части своего доклада эксперт рассмотрела аспекты заключения соглашений о взаимодействии и варианты организационной структуры МФЦ.

 

Особое внимание было уделено особенностям разработки административных регламентов предоставления услуг на базе МФЦ. Рассмотрение типовых ошибок и возможные варианты их решения.

В своем следующем докладе «Опыт организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации» Екатерина Тюменцева провела обзор опыта создания МФЦ, а также затронула проблемы создания и развития МФЦ в субъектах Российской Федерации.

 

По состоянию на 1 января 2011 года в 49 субъектах Российской Федерации насчитывается порядка 228 МФЦ, - отметила Екатерина Тюменцева. Из них 36% МФЦ функционирует в Южном федеральном округе. На втором месте по количеству МФЦ расположился Центральный федеральный округ, на третьем – Северо-Западный федеральный округ. Среди отстающих – Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа.

Среди субъектов Российской Федерации лидерами по количеству МФЦ стал Краснодарский край - резюмировала эксперт.

В завершении первой части обучения участники семинара были ознакомлены с лучшими практиками организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в субъектах Российской Федерации, а также в ходе возникшей дискуссии смогли поделиться опытом организации и развития МФЦ в своем субъекте Российской Федерации.

 

Вторая часть семинара была посвящена нормативно-правовым и финансово-экономическим вопросам создания и функционирования МФЦ.

С докладом по теме «Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» выступила эксперт Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ, кандидат юридических наук Вероника Викторовна Джужома.

В своем докладе Вероника Джужома подробно рассмотрела вопросы разработки и утверждения учредительных документов, а также затронула тему участия учредителя в деятельности МФЦ.

Также в докладе эксперта были освещены вопросы обеспечения межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.

 

Вопрос межведомственного взаимодействия, был один из самых горячо обсуждаемых участниками семинара. Для раскрытия темы лектор описала процесс обработки персональных данных заявителя, а также  проинформировала слушателей об административной ответственности МФЦ при нарушении порядка предоставления услуги и порядка рассмотрения жалоб, при требовании платы, либо документов, не установленных в законодательстве.

 

Для разъяснения вопросов по построению финансово-экономической модели деятельности МФЦ с докладом по соответствующей тематике выступила руководитель отдела экономики бюджетного сектора Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ, кандидат экономических наук Надежда Михайловна Сивашева.

 

Основные задачи, на которые должен обратить внимание специалист, формирующий финансово-экономическую модель деятельности МФЦ – это, в первую очередь, выбор финансово-экономической модели, разработка государственного (муниципального) задания и расчет размера субсидии для МФЦ. Заключающим этапом должен стать прогноз эффективности деятельности МФЦ и использования ресурсов, - подчеркнула Надежда Сивашева, обращаясь к участникам семинара.

В части формирования государственного (муниципального) задания на оказание услуг, по словам Надежды Сивашевой, существует два основных подхода к определению размера субсидий для МФЦ: на основе сложившейся структуры затрат и на основе нормативов. И если первый подход по своим показателям стоимости предоставления услуги в разных субъектах Российской Федерации различается в 10 раз, а по стоимости создания МФЦ - в 2-3 раза, то второй подход показывает стабильное сокращение разрыва в текущей стоимости оказания услуг и создания МФЦ.

 

Продолжая обучение, эксперт обратила внимание слушателей на систему оплаты труда в МФЦ и оценку эффективности деятельности МФЦ, исходя из различного рода показателей.

Стоит отметить, что основными в оценке эффективности деятельности МФЦ являются параметры выполнения объемов предоставления услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, качество информирования, качество обслуживания заявителей в МФЦ, эффективность управления кадровыми ресурсами, эффективность использования имущества и внебюджетной деятельности, а также уровень информатизации учреждения.

 

В заключение Надежда Сивашева отметила аспекты формирования перечня и прейскуранта платных услуг, оказываемых на базе МФЦ.

 

Научно-практический семинар по теме: «Создание и развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Российской Федерации» был организован Центром региональных программ совершенствования госуправления Института государственного и муниципального управления НИУ «Высшая школа экономики».

Программа семинара заняла более 7,5 часов. Всего в семинаре приняли участие представители порядка 20 субъектов Российской Федерации.