Банки предлагают открывать для заказчиков доступ к платежам поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и субподрядчиков в рамках банковского сопровождения государственных и муниципальных контрактов. Соответствующее предложение было выдвинуто Банком Москвы на минувшей неделе в рамках прошедшего в Высшей школе экономики совещания рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по госзакупкам и госинвестициям.

Для этого поставщикам предлагается заводить обособленные банковские счета, на которых в ходе исполнения сопровождаемого контракта будут отображаться все денежные операции с субподрядчиками. В свою очередь заказчики смогут акцептовать проведение платежей по контракту и отслеживать подозрительные расходные операции.

Такое нововведение, по мнению авторов концепции, предоставит заказчику инструменты документального контроля целевого использования денежных средств и мониторинга исполнения контракта. В случае выявления нецелевого использования средств заказчик может прекратить оплату, что крайне актуально в реалиях нового закона о контрактной системе, который возложил ответственность на чиновников за результаты исполнения контракта.

По словам вице-президента Банка Москвы Светланы Толкачевой, технически процедура будет выглядеть таким образом, что у заказчика появится возможность как акцептовать по счету каждый платеж в отдельности, так и завести в систему некий бюджет и реестр платежей, по которому система будет автоматически определять возможность выдачи конкретного платежа в рамках выделенного бюджета.

Не все присутствующие эксперты согласились с предлагаемой Банком Москвы моделью сопровождения контрактов. Представитель Ассоциации российских банков Игорь Логинов высказал сомнения в необходимости банковского сопровождения контрактов. «Вот-вот заработает Реестр банковских гарантий, и банковское сопровождение контрактов в части надзора утратит свою функцию. В таком случае, есть ли необходимость банковского сопровождения контрактов при наличии надлежащего обеспечения контрактов (Реестр банковских гарантий)?» - отметил представитель АРБ. В качестве недостатков банковского сопровождения контрактов представитель Ассоциации российских банков назвал неудобства, связанные с необходимостью открытия подрядчиками и субподрядчиками счетов в других банках, нарушение конкурентной среды, а также конфликт интересов банка-гаранта, банка-кредитора с банком, осуществляющим банковское сопровождение контракта.

Заместитель министра финансов Алексей Лавров предложил рассматривать банковское сопровождение контрактов в двух вариантах: стандартный и расширенный. В первом варианте банк будет осуществлять только лишь мониторинг платежей. Во втором варианте помимо мониторинга платежей банк будет брать на себя дополнительные функции по проектному управлению, контролю за соблюдением качества, соблюдению натуральных показателей того или иного проекта, и т.д.

В свою очередь, заместитель президента ОАО Банк ВТБ Михаил Осеевский выделил в качестве приоритетной цели банковского сопровождения контрактов повышение прозрачности финансовых потоков, отметив, что банк при этом может предоставить соответствующую информацию заказчику, но не производить контроль. «Банк никогда не проконтролирует, и это не его функция, по какой цене покупалась гравийно-песчаная смесь, - отметил Михаил Осеевский. - Банки могут сказать когда, куда и в каком объеме отправлены деньги. Но за содержание должны отвечать заказчик и подрядчик на основании соответствующих договоров, базирующихся на законе о контрактной системе».

Председатель Госкомзаказа Республики Башкортостан Сергей Новиков рассказал о неудавшемся опыте проведения пилотных торгов, в условиях которых было установлено требование по банковскому сопровождению контракта – проведение кредитной организацией мониторинга платежных операций через единый банковский счет для всех уровней исполнителей заказа. Антимонопольный орган по Республики Башкортостан аннулировал торги, обосновав свою позицию тем, что для реализации банковского сопровождения необходимо размещение самостоятельного заказа и проведение отдельных конкурсных процедур по определению кредитной организации.

«При этом данный вариант сопряжен как дополнительными расходами бюджетных средств, так и существенными затратами времени на проведение процедур торгов, сложностью процессов бюджетирования и планирования таких заказов», – посетовал Сергей Новиков.

Эксперты выдвинули предложение о введении обязательного банковского сопровождения для контрактов, начальная цена которых превышает 1 миллиард рублей.

В работе совещания приняли участие представители Минфина России, ФАС, России, Минэкономразвития России, Высшей школы экономики (включая экспертов Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ), Банка Москвы, Ассоциации российских банков, ВТБ, Альфа-Банка, ТПП РФ, НАИЗ, Госкомзаказа Республики Башкортостан и др.