Выявляемые экспертами, заказчиками, поставщиками и общественными контролерами проблемы функционирования контрактной системы должны решаться в оперативном порядке. Сам 44-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2014 года, это предусматривает. Проблемы и перспективы системы госзакупок 8 апреля обсуждались в рамках панельной дискуссии Форума регионов 2014 «Разговор без купюр: контрактная система».

Для подготовки к вступлению в силу 44-ФЗ в Экспертном совете при Правительстве была создана рабочая группа, которая по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева сопровождает правоприменение нового закона методологически и информационно. С марта 2013 года проводится апробация положений закона в госкорпорации «Росатом» и шести пилотных регионах. Своды проблем, с которыми сталкиваются в этих регионах, и варианты их решения регулярно направляются в Экспертный совет, Правительственную комиссию по координации Открытого правительства, Минэкономразвития и другие заинтересованные органы.

По результатам рассмотрения этих и других проблем Минэкономразвития уже подготовило пакет поправок. В частности, речь идет о небольших по объему заказах, закупках избирательных комиссий, сокращении случаев обязательной экспертизы, ускорении расчетов заказчиков с субъектами малого бизнеса.

Для поддержки малого бизнеса контрактная система дает новые возможности, так как предусматривает 15% квоту.

В 2013 году объем субсидий на малый бизнес составил примерно 20 млрд рублей. Объем поддержки малого бизнеса в рамках контрактной системы оценивается в более чем 1 трлн рублей», — сказал директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Черемисов.

В Минэкономразвития рассчитывают, что контрактная система станет базой повышения эффективности всей экономики. В 2013 году в сфере госзакупок было заключено контрактов примерно на 8,5 трлн рублей, а объем закупок компаний с госучастием, субъектов естественных монополий оценивается в 9 трлн рублей, напомнил Максим Черемисов.

Но мы не отделяем их от контрактной системы и видим возможность создания единой системы контрактных отношений в Российской Федерации, которая включает в себя и сферу государственных, и муниципальных закупок, и сферу закупок организаций государственного сектора экономики, и сферу государственно-частного партнерства, концессионных соглашений», — отметил представитель Минэкономразвития.

В то же время в рабочей группе Экспертного совета по результатам апробации контрактной системы выявили ряд проблем. Они касаются процедуры закупок у единственного поставщика, устных контрактов, сложностей с небольшими закупками, экспертизой, работой единого сайта и других.

И в Минэкономразвития, и в экспертном сообществе сошлись во мнении, что общественный контроль, который стал обязательным для закупок свыше миллиарда рублей, эффективен, но его необходимо совершенствовать.

Мы в Минэкономразвития рассматриваем общественный контроль как самый действенный из всех возможных инструментов борьбы с коррупцией в сфере закупок… Ничто так не пугает коррупционера в сфере закупок, как возможность огласки его деяний», — сказал Максим Черемисов.

Ведомство уже представило в Правительственную комиссию по координации Открытого правительства предложения по стимулированию общественного контроля. Соответствующие поручения были даны по итогам обсуждения вопроса о крупных закупках и согласуются с предложениями, высказанными ранее членами Экспертного совета. Ряд обсуждавшихся в ходе заседания Правкомиссии проблем уже решены. Так, теперь на сайте карточка общественного обсуждения закупки будет привязана к самому извещению о ней, рассказал гендиректор НАИЗ Сергей Габестро.

Мы предполагаем, что государство может в том числе и гранты предоставлять организациям, которые предоставят проекты по самому лучшему развитию инструментария общественного контроля. Мы будем стимулировать блогосферу, мы будем стимулировать и проводить конкурсы среди журналистов на лучшее журналистское расследование о коррупции в сфере закупок», — рассказал Максим Черемисов.

В свою очередь эксперты обращают внимание и на необходимость снижения давления на заказчиков и поощрения лучших практик. Сейчас к заказчикам приходят представители 11 контролирующих органов, эксперты предлагают их оптимизировать для закупок, которые подвергаются общественному контролю. Эксперимент по такой оптимизации можно провести в двух новых регионах — Крыму и Севастополе, предложила начальник отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления Вероника Джужома.

В то же время результаты экспертной работы и общественных обсуждений не должны оставаться вне сферы внимания контролирующих органов, заметил Сергей Габестро.

Федеральная антимонопольная служба и другие контролирующие органы должны самостоятельно, инициативно реагировать на экспертные мнения хотя бы по миллиардным контрактам — их не так много», — полагает эксперт.

Он также предложил использовать Крым и Севастополь для проведения эксперимента по качеству работы информационной системы госзакупок до ее подключения к общероссийскому сайту.

А потом измерим, сколько работал сайт в Крыму и единый [общероссийский] сайт», — сказал Сергей Габестро.

Участники дискуссии также сошлись во мнении, что на первом этапе необходимо проводить регулярный мониторинг правоприменения контрактной системы и не «кошмарить» заказчиков.

Мы заказчика постоянно контролируем, третируем, рассматриваем как потенциального нарушителя… Нам нужно поощрять добросовестных заказчиков», — заключила Вероника Джужома.

 

Источник: Открытое правительство

 

Вероника Джужома на Форуме регионов: Общественный контролер госзакупок должен быть неравнодушным и внимательным

"Экспертный совет при Правительстве проводил апробацию новой системы госзакупок в ряде пилотных регионов, в том числе, в части института общественного обсуждения крупных закупок. В качестве примера положительных региональных практик можно указать Татарстан, который реализует собственное оригинальное решение, а именно — проведение общественных обсуждений на  сайте Открытый Татарстан», где в специальном разделе размещается информация о планируемых закупках. Несмотря на то, что законом обсуждение планов-графиков закупок «целиком» не предусмотрено, в  данном случае такая форма общественного обсуждения работает достаточно эффективно. Это то, что ранее предлагали, в том числе, эксперты.
К сожалению, в настоящее время не обсуждение планируемых закупок в разрезе плана-графика конкретного заказчика на федеральном уровне нормативно не закреплено, однако Татарстан реализует эту возможность факультативно на основании предусмотренных 44-м законом норм.
Ворой пример работающей практики обсуждения планируемых закупок— Новосибирская область. При этом проводится не общественное обсуждение в классической форме(общественные слушания), но обсуждение закупки широким кругом экспертов, включая представителей органов власти. Это модель так называемых экспертных советов, когда к обсуждению закупки привлекаются сторонние лица. Соответственно, если какое-то подразделение - заказчик хочет закупить определенный объект, то закупка в зависимости от начальной стоимости контракта подлежит обсуждению с участием приглашенных лиц. Соответственно, чем дороже закупка, тем большее количество специалистов об этом узнает, участвует в обсуждении, и тем большее количество вопросов может возникать относительно целесообразности такой закупки. Это ситуация, при которой система сама себя контролирует, и это тоже подобие общественного контроля.

 

Конечно, общественники, не относящиеся к общественным советам при органах власти, тоже заинтересованы в участии при обсуждении закупок. Каким должен быть общественный контролер? Полагаю, он прежде всего должен быть неравнодушен к той проблеме, которой он занимается. Должен быть внимательным, потому что, как правило, умышленные нарушения, задача поиска которых решается как раз посредством общественного контроля, кроются в незаметных мелочах, которые обнаружить порой даже специалисту достаточно сложно. Здесь чуть больше шансов на обнаружение ошибок в документации имеют специалисты с юридическим образованием. Но также есть большая потребность в тех экспертах, кто разбирается в той или иной предметной сфере. Почему? Приведем пример. Заказчик покупает дорогостоящее оборудование, по документам все выглядит достаточно логично, все документы подготовлены правильно. Но когда мы смотрим в техническое задание, то выясняем, что под видом медицинского оборудования покупается массажное кресло немедицинского назначения. Разобраться в этом оперативно могут специалисты, которые разбираются в таких технических моментах. Поэтому нельзя сказать, что общественные контролеры — это только юристы или экономисты. Это, прежде всего, внимательные, ответственные и неравнодушные люди.


Что касается мотивации участия в общественном контроле. По нашему мнению, здесь есть два основных направления. Первое – информационное. Сейчас мало кто знает, что есть реальная возможность осуществлять общественный контроль с выходом на конкретный результат. Чем больше граждан понимают и осознают: есть возможности и инструменты влияния на закупки за счет государственных средств, тем больше они в этом участвуют. Здесь можно опираться на пример Москвы, пусть даже не в части общественного обсуждения закупок, но в части, когда информационное сопровождение деятельности всех государственных структур (московский портал), побуждает граждан давать отзывы, корректировать работу и результат. Например, уличные ремонтные работы в Москве активно контролируются общественностью, потому что если я захожу на сайт города и вижу, что заказчик якобы провел ремонт в моем дворе, а я вижу там дыру в асфальте, я фотографирую эту дыру и отправляю сообщение на сайт. И в течение недолгого срока мне соответствующие органы власти обязаны присылать информацию о том, что на эту проблему либо обращено внимание, либо она устранена.
Здесь мы выходим на второй способ решения проблемы мотивации участия в общественном контроле. Это эффективное реагирование заказчика на замечания контролеров. Опрос общественного мнения, о котором говорил [гендиректор НАИЗ] Сергей Габестро, показал, что общественные контролеры и заказчики одинаково оценивают методы поддержки государством общественных контролеров как не самые эффективные. Более эффективными методами были названы обязательность официальной реакции заказчика на такие обсуждения и создание рейтинга недобросовестных заказчиков, то есть своеобразной доски позора".

 

Источник: Открытое правительство