(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

Представители Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ приняли участие в работе конференции: «Контрактная система. Закупки для государственных и муниципальных нужд в соответствии с новыми правилами». 

Организованная Минэкономразвития России семинар-конференция проводилась 10-12 июля в целях повышения уровня знаний руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление функций нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок.

 

В рамках семинара была организована видеосвязь с Министром экономического развития Российской Федерации А.В. Улюкаевым, что дало возможность участникам семинара получить ответы из первых уст и поделиться своими идеями.
Программа семинара включала в себя, в том числе обсуждение сложных вопросов проводимой реформы в сфере государственного и муниципального заказа: 

  • принципы Федерального закона №44-ФЗ;
  • планирование закупок в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ;
  • основные изменения в процедурах закупок;
  • правовые основы формирования и информационное обеспечение контрактной системы;
  • общие требования к централизации закупок в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ;
  • опыт централизации закупок и планирование создания контрактной службы.

 

Эксперт Центра региональных программ Елена Готцева представила доклад на тему «Планирование закупок. Обоснование закупок. Нормирование в сфере закупок. Идентификационный код закупки. Каталог товаров, работ, услуг».

В доклад были обозначены основные инструменты планирования закупок, которыми в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ являются план закупок, план-график закупок, которые должны будут формироваться заказчиками с 2015 года в отношении закупок на 2016 и последующие годы.  Планы закупок формируются на срок соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете публично-правового образования, т.е. на срок от 1 года до 3 лет. В планы закупок также включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода, а особенности внесения информации о таких закупках в план закупок могут быть установлены порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок.

 

Планируется, что разрабатываться планы закупок будут в 2 этапа: формирование проекта плана закупок, который должен быть подготовлен к моменту внесения проекта бюджета на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период)  в законодательный (представительный) орган, а затем, после принятия закона (решения) о бюджете, уточнение проекта плана закупок и утверждение плана закупок. И этот процесс должен идти параллельно с процессом бюджетного планирования.

 

В отличие от плана закупок, планы-графики закупок ориентированы на 1 год и составляются они на основе утвержденных планов закупок путем уточнения информации о закупках, планируемых в очередном финансовом году.

Отдельным документом, являющимся обязательным приложением к плану закупок и плану-графику закупок,  является обоснование закупки.

 

«При формировании плана закупок обоснованию подлежит объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и правил нормирования. При формировании плана-графика закупок обоснованию подлежит начальная (максимальная) цена контракта, способ определения поставщика и дополнительные требования к участникам закупки (при их наличии)», - отметила Елена Готцева.

На переходный период 2014-2015 годов заказчики должны будут формировать  планы-графики закупок по правилам, действовавшим до Федерального закона №44-ФЗ, с учетом особенностей, которые будут установлены Минэкономразвития России совместно с Федеральным казначейством.

 

Руководитель отдела реформирования законодательства Центра региональных программ Вероника Джужома в ходе лекции «Ключевые критерии эффективности закупок в сфере закупок. Общественный контроль в контрактной системе. Общественное обсуждение закупок» рассказала об основных формах участия и контроля общественности за закупками.

 

«Федеральным законом впервые достаточно подробно урегулированы вопросы общественного контроля в сфере закупок. Общественным объединениям и объединениям юридических лиц предоставлены существенные права, позволяющие выявлять и предупреждать нарушения законодательства о контрактной системе, а также влиять на ее развитие», - отметила Вероника Джужома. - «Участие граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в планировании и осуществлении закупок позволяет обеспечить баланс интересов гражданского общества и заказчиков. Вместе с тем, основной упор в регулировании процедур общественного участия в процессе планирования и осуществления закупок должен быть сделан на защите и гарантиях прав представителей общества».

 

При этом члены общественных объединений и объединений юридических лиц имеют не только права: но и несут определенные обязанности: в частности, они обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля закупок.

 

Эксперт Центра региональных программ Дмитрий Илюшин выступил с докладом на тему «Система отчетности и мониторинг в сфере закупок», в котором описал основные аспекты проведения мониторинга закупок.

Мониторинг закупок осуществляется в целях реализации принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок. Проводиться он должен на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

 

Ключевыми задачами мониторинга закупок являются:

 

1)    оценка степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со статьей 13 Федерального закона 44-ФЗ;

2)    оценка обоснованности закупок в соответствии со статьей 18 Федерального закона 44-ФЗ;

3)    совершенствование законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

 

«Наблюдения в сфере закупок должны начинаться с момента определения поставщика и заканчиваться исполнением контракта. При этом мониторинг осуществляется и на этапе планирования», - обратил внимание участников семинара Дмитрий Илюшин.

Ключевая сложность достижения целей мониторинга связана с массивностью объема данных. Для оценки степени достижения целей закупки необходимо обеспечить сопоставление результатов закупки, отражаемых заказчиками в отчетах в соответствии со статьей 94 Федерального закона № 44-ФЗ, с целями закупки, определенными в соответствии со статьей 13 данного Федерального закона.

 

В качестве решения эксперты предлагают в соответствии со статьей 18 Федерального закона № 44-ФЗ обосновывать объект закупки с точки зрения целей на этапе планирования. В случае, если орган мониторинга проводит предварительную проверку обоснованности закупки (то есть устанавливается соответствие объекта закупки целям закупки), то при оценке степени достижения целей закупки органу мониторинга достаточно определить степень результативности закупки.

 

«Например, если ранее установлено, что закупка обоснована, и объект закупки соответствует заявленным целям, то в дальнейшем необходимо только установить факт приемки такого объекта в соответствии с запланированными характеристиками. В этом случае может быть сделан вывод о достижении целей закупки», - заключил эксперт.

 

Участники семинара согласились с доводами экспертов Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ в части ключевых вопросов функционирования контрактной системы и отметили особую значимость полученных знаний для дальнейшего применения на практике.