Информационно-аналитическое агентство "Регионы России" публикует материал, описывающий западный опыт контрактных систем: "Система планирования в рамках Федеральной контрактной системы США включает два ключевых ингредиента: прогноз закупок и индивидуальный план закупки. Эти документы готовит любой американский госзаказчик. Прогноз закупок идентичен плану-графику размещения госзаказа, который в настоящее время можно увидеть в РФ по ряду федеральных органов исполнительной власти и в некоторых регионах. Задача прогноза - раскрыть агрегированную информацию обо всех планируемых закупках в том или ином органе власти, отметил Константин Головщинский."

 

Контрактной системе Соединенных Штатов Америки вот уже 90 лет. Объем бюджетных средств, которые управляются в рамках американской федеральной контрактной системы, составляет более 500 млрд. долл. США. Участниками ФКС выступают более 160 тыс. коммерческих организаций. Нормативно деятельность ФКС США регулируется Федеральными правилами планирования, размещения и исполнения государственного заказа (FAR - FederalAcquisitionsregulations), которые содержат более 4300 тыс. норм и правил, детально регулирующих единый цикл планирования, размещения и исполнения государственного заказа.

Система планирования в рамках Федеральной контрактной системы США включает два ключевых ингредиента: прогноз закупок и индивидуальный план закупки. Эти документы готовит любой американский госзаказчик. Прогноз закупок идентичен плану-графику размещения госзаказа, который в настоящее время можно увидеть в РФ по ряду федеральных органов исполнительной власти и в некоторых регионах. Задача прогноза - раскрыть агрегированную информацию обо всех планируемых закупках в том или ином органе власти, отметил Константин Головщинский.

План закупки – пока еще неизвестный для российской практики инструмент. В Соединенных Штатах по каждому госзаказу готовится детальный план его реализации, то есть американская практика индивидуального планирования моделирует каждую будущую закупку по этапам, которые нужно пройти от момента возникновения потребности в товарах и услугах, до момента подписания и приемки итоговых результатов государственного контракта.

Надо отметить, что бумажных документов по планированию в Соединенных Штатах нет, по словам Константина Головщинского, все данные аккумулируются в многоуровневой электронной таблице, которую впоследствии может просмотреть любой пользователь системы электронных торгов или сторонний наблюдатель. Информационная система позволяет отслеживать планы государственных заказов задолго до начала торгов. Буквально в два-три клика в электронной системе можно получить исчерпывающую информацию по каждой закупке в разрезе органа государственной власти США, ценового диапазона, формы контракта и локализации (штат, город). Не составляет труда узнать даже имя, фамилию и контактные данные ответственного за каждый отдельный контракт».

«Изучите сайты США. В итоге Вы дойдете до фамилии ответственного за госзаказ чиновника, - заметил Заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. Вот мы в ФКС хотим придти к такому же уровню прозрачности». 

 

ФКС Соединенных Штатов характеризуется разветвленной организационно-функциональной структурой, ядром которой является Офис государственного заказа США, координирующий деятельность Федеральной контрактной системы. Офис государственного заказа Соединенных Штатов Америки учрежден в 1974 году как структурное подразделение Административно-бюджетного управления США и уполномочен осуществлять функции по проведению политики в области планирования, размещения и исполнения государственного заказа. 

Контрактная система Великобритании носит централизованный характер, который состоит в наделении специально уполномоченного органа исполнительной власти (Управление по делам государства, подведомственное Казначейству (OfficeofGovernmentCommerce – OGC)) полномочиями по предварительной оценке необходимости и рисков, связанных с решением отраслевого органа исполнительной власти разместить государственный заказ. 

Ключевым направлением деятельности Управления по делам государства Великобритании является проведение единой государственной политики в области государственного заказа, оказание отраслевым органам власти услуг по отбору проектов, сопровождение процесса размещения государственного заказа, управление контрактами, обоснование и мониторинг выполнения государственных контрактов. В качестве технологии мониторинга Управление по делам государства Великобритании применяет так называемую схему многоступенчатой фильтрации заказов до момента их утверждения (OGC Gatewayprocess). Каждый государственный контракт рассматривается в рамках данной модели на всех этапах его жизненного цикла: обоснование необходимости государственного контракта, стратегия снабжения, стратегия размещения, организационная схема исполнения государственных контрактов, проекты договоров и технических заданий, результаты этапов исполнения и результаты исполнения государственных контрактов, результаты эксплуатации созданных объектов.

Впрочем, анализируя опыт США и Великобритании применительно к российской действительности, некоторые инструменты, например, план-графики заказа применяются и в России, но носят они скорее формальный. По ряду органов исполнительной власти планы-графики заказа формируются задним числом и содержат явно неполную информацию о том, что именно те или иные органы власти хотят закупать. 

В российской практике, как правило, планирование сводится к оценке план-графиков закупок и лимитов бюджетных ассигнований, не используется процедура мониторинга ценовой информации, отсутствует унификация по форматам и срокам подготовки и периода действия планов-графиков. Но самое главное, что планы оторваны от объемов государственных услуг, то есть ни общественность, ни контролирующие органы, не имеют прозрачной картины формирования государственного заказа и четкого обоснования закупки того или иного объема товаров, работ и услуг.

 

Источник: ИАА "Регионы России"