(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

К 2030 в Тульской области планируется создание 30 территориальных кластеров. Концепции их развития сформулированы в проекте Стратегии социально-экономического развития Тульской области на период до 2030 года, разработанном Правительством Тульской области совместно с Высшей школой экономики. 

 

Одним из важнейших векторов социально-экономического развития Тульской области на перспективу до 2030 г. станет формирование региональной кластерной политики, которая позволит сконцентрировать весь спектр инструментов государственной поддержки в точках роста региональной экономики – территориальных кластерах. 
Реализация кластерной политики Тульской области будет способствовать обновлению фонда средств производства, расширению ассортимента продукции участников кластеров, выходу на новые сегменты рынков, а также позволит усилить связанность региональной экономики, реализовать ее инновационный потенциал. 

 

По прогнозам экспертов Высшей школы экономики  кластерная политика позволит увеличить долю инновационных товаров региона до 35% к 2030 г. и доли занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных отраслях до 20% к 2030 г.

 

Кластерная политика региона основывается на двух ключевых элементах. С одной стороны, в традиционных отраслях промышленной специализации области – это достройка цепочек формирования добавленной стоимости, учитывающих тренды развития профильных для кластеров внутренних и внешних рынков. С другой стороны – выход на рынки новых, перспективных товаров, которые найдут своего покупателя не сейчас, а в среднесрочной перспективе.

 

Основной акцент кластерной политики Тульской области будет сделан на поддержку промышленных кластеров в таких отраслях региональной специализации, как нефте- и газохимия, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс, металлургия, легкая и пищевая промышленность, а также сельскохозяйственных кластеров и кластеров в сфере рекреации и туризма. Отдельно следует выделить ряд кластеров Тульской области, обладающих значительным инновационным потенциалом, в том числе газохимический кластер г. Новомосковск, кластер нефтегазохимического машиностроения Тульской области, кластер оборонных предприятий Тульской области, Ефремовский биотехнологический кластер и др. 

 

Для координации совместных внутрикластерных проектов и взаимодействия предприятий-участников территориальных кластеров, а также научных, образовательных, некоммерческих и общественных организаций области и органов власти регионального и муниципального уровней планируется создание Центра кластерного развития Тульской области. 

 

Дополнительным стимулом к развитию кластеров станет формирование на территории области региональных особых экономических зон, которые уже в среднесрочном периоде должны претендовать на получение федерального статуса. 

 

На базе территориальных кластеров Тульской области будут, в том числе, осуществляться проекты по «достройке» необходимых объектов инновационной инфраструктуры, формирующих целостную систему инфраструктурной поддержки инновационной деятельности, позволяющей канализировать имеющиеся компетенции в сфере развития инноваций. Ведущие вузы и научные организации – участники кластеров будут вовлечены в проекты по созданию региональных исследовательских центров в сфере биотехнологий, углехимии, технологий добычи редких, рассеянных и благородных металлов, технологий экологической безопасности. Уже в среднесрочной перспективе участники кластеров будут привлечены к проекту создания «наукограда» к западу от г. Тулы.

 

Развитие промышленных кластеров, наряду с созданием комфортных условий проживания в рамках Тульской агломерации, а также отдельных полюсов роста, позволит развернуть существующий тренд оттока из Тульской области экономически активного населения. 

 

Центр региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ выступал в качестве проектного офиса по разработке проекта Стратегии социально-экономического развития Тульской области на период до 2030 года (координация работы семи рабочих групп). Кроме того, специалисты Центра подготовили проект дерева целей, систему мероприятия по реализации целей и задач Стратегии, раздел "Открытое правительство", концепцию комплексного брендинга Тульской области (с участием Визгалова Д.В.), а также участвовали в подготовке Инвестиционной стратегии (совместно с Институтом энергетики и ЖКХ НИУ ВШЭ).