(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

С вступлением в силу закона о контрактной системе общественным контролерам будет необходимо повышать квалификацию, координировать усилия, обобщать лучшие практики и делать предложения по совершенствованию законодательства. С целью решения этих задач может быть создан комитет общественного контроля. Такое предложение выдвинуто 24 декабря участниками круглого стола, посвященного инструментам общественного контроля в контрактной системе (видеозапись).

 

Закон о контрактной системе (№44-ФЗ) вступит в силу с 1 января, отдельные его положения будут вводиться в течение двух лет. Документ, в частности, предусматривает сквозное информационное отражение всей процедуры закупки.

 

Эксперты оценивают общий эффект, который можно получить в ближайшие три года от федеральной контрактной системы, в размере до 1 трлн рублей. Эти аналитические выкладки сделаны на основании той работы, которую эксперты проводили в рамках работы с "Росатомом"… "Росатом" только за один год получил совокупную экономию в размере более 20,5 млрд рублей», — отметил министр РФ Михаил Абызов.

С точки зрения общественного контроля, самыми важными являются новеллы о планировании закупок и их нормировании, указал министр. Правоприменение нового закона методологически и информационно будет сопровождать Экспертный совет при Правительстве — соответствующее поручение в сентябре дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Но только этой работы будет недостаточно.

У нас количество общественных организаций, контролеров в сфере госзаказа вырастет кратно... Я думаю, что целесообразно подумать о формировании общей площадки, некоторого интегратора-методолога в сфере госрасходов, не только на экспертном уровне, но и с участием общественных организаций», — сказал Михаил Абызов.

 

По его словам, соответствующую идею нужно обсудить в начале 2014 года. Тогда же Экспертный совет, Высшая школа экономики и заинтересованные общественные организации и деловые ассоциации проведут семинар для общественников. В будущем такие курсы могут стать более массовыми и регулярными.

Идея о создании общей площадки для контролеров возникла с подачи координатора проекта «Роспил» Анатолия Шашкина, который указал на необходимость создания единого контрольного госоргана.

 

Было множество предложений как-то диверсифицировать контрольные полномочия, потому что ФАС завалена жалобами… Создать некий совет, который обладал бы контрольными полномочиями, готовил изменения в законодательство. В какой-то мере Открытое правительство сейчас выполняет эту функцию, и мы очень благодарны Открытому правительству, что проблема решается», — сказал эксперт.

В свою очередь член Общественной палаты Дмитрий Галочкин предложил «не плодить сущности» в органах власти, а объединить общественников на площадке Экспертного совета и Общественной палаты. По словам эксперта, к этой работе надо привлечь региональные общественные палаты, Торгово-промышленную палату, РСПП, «Деловую Россию», «Опору России», профсоюзы.

Формирование подобных организаций или общественных объединений должно базироваться на принципах "открытого кода", оно должно быть открыто для всех», — подчеркнул Михаил Абызов.

 

Министр также отметил, что организаций, работающих в сфере контроля за госрасходами, в масштабах России очень мало. И их проблемой является недостаточная квалификация, рассказала начальник отдела реформирования законодательства Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Вероника Джужома. По ее словам, и заказчики, и общественники сходятся во мнении, что необходимо публиковать рейтинг недобросовестных заказчиков.

 

Общественные контролеры говорят: "Да, мы слышали", но конкретно своих прав они не представляют, своего места в этой системе они не видят. Они не понимают реальных инструментов для того, чтобы воздействовать на закупку», — посетовала эксперт.

В связи с этим, одной из главных задач становится автоматизация процессов, подчеркнул член президиума «Опоры России» Илия Димитров.

На сегодняшний момент большинство [случаев] общественного контроля находится в стадии ручного управления. Когда закупок в сутки публикуется по 15–20 тысяч, а у нас сидят 10–30 энтузиастов», — пояснил он.

 

Совместно с Общероссийским народным фронтом «Опора» ведет работу по внедрению технологических платформ для организаций-контролеров. В ОНФ такой платформой стал портал «зачестныезакупки.рф». Это открытая сеть по борьбе с коррупцией в сфере госзаказа, пояснил руководитель дирекции исполкома ОНФ Антон Гетта. Жалобу автоматически может подать любой гражданин или организация. Система автоматически формирует и подает жалобы в ФАС. Кроме того, подаются жалобы в Генпрокуратуру.

Эта работа — и есть общественный контроль, но не отдельно взятой организации, а всех заинтересованных граждан… За три месяца нам удалось выявить более 265 сомнительных закупок на общую сумму более 53 млрд рублей. Отменено у нас 17 закупок на сумму 6 млрд. Устранено нарушений по 9 закупкам на сумму более 30 млрд рублей», — отметил Антон Гетта.

 

Антимонопольная служба уже отработала систему контроля по жалобам общественников, сообщила представитель службы Алла Буйлова. «В настоящее время рычагов воздействия на заказчиков, штрафных санкций по результатам общественного обсуждения… нет», — напомнила она. Хотя закупки стоимостью дороже 1 млрд рублей у единственного поставщика уже подвергаются общественному обсуждению, эта норма переносится и в 44-ФЗ.

Институт общественного контроля повысит количество таких обращений… на качестве заказов это может сказаться только положительно», — считают в ФАС.

 

Работа государственных контрольных органов должна облегчиться после введения в эксплуатацию единой информационной системы, уточнил представитель Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Сергей Икрянников. Он напомнил, что граждане смогут обращаться не только по возможным нарушениям, но также задавать вопросы по целесообразности закупки, осуществлять мониторинг закупок и давать предложения по изменению законодательства. Единая электронная система, по словам чиновника, также сама будет контролировать заказчиков. Так, личные кабинеты будут у сотрудников контрольно-надзорных органов.

 

Сейчас ФАС не может быстро отреагировать: пока документы пишут — уже контракт заключен», — посетовал Сергей Икрянников.

Все участники круглого стола сошлись во мнении, что новый закон даст более широкие возможности для контроля, и согласились, что государство в процесс самоорганизации общественных контролеров вмешиваться не должно.

 

Общественный контроль становится массовым, люди понимают, что этим можно заниматься, нужно заниматься не только на примере миллиардных закупок… С одной стороны, массовость создает проблему непрофессионализма, с другой стороны, массовость нужна, чтобы отловить нарушения где-то в глубинке», — сказал исполнительный директор НАИЗ Георгий Сухадольский.

 

Директор центра антикоррупционных исследований и инициатив «Transparency International – Россия» Елена Панфилова выразила уверенность, что с введением №44-ФЗ исчезнут случаи «штучно-массовой коррупции». Еще до вступления закона в силу система становится прозрачнее, сказала эксперт.

 

Потому что начинают метаться, переименовываться. Знаменитая история, которая сейчас развивается, с "корпоративами", с переименованиями: "тимбилдинги" вместо "корпоративов" заказывают. Такие вещи, конечно, уйдут», — отметила Елена Панфилова.

 

Для повышения статуса общественного контроля госзакупок Анатолий Шашкин предложил проводить аттестацию контролеров. «Было предложение об институте общественных контролеров — людей, которые бы выбирались из экспертного сообщества и наделялись властными контрольными полномочиями, проводилась бы аттестация людей на постоянной основе, и их деятельность была бы публичной», — считает представитель «Роспила». Эти люди, по его словам, могли бы разгрузить ФАС.

 

Михаил Абызов пообещал в ходе подготовки доклада в Правительство проанализировать предложения «Роспила». Они могут быть востребованы в связи с рядом масштабных инвестпроектов, пояснил министр: речь идет о БАМе, Транссибе, Центральной кольцевой автодороге, магистрали Москва–Казань, объектов, возведенных к чемпионату мира по футболу.

В свою очередь проректор ВШЭ Александр Шамрин поднял проблему «троллинга» со стороны общественных контролеров и их личной заинтересованности.

 

В этой связи является актуальным, как сделать общественный контроль общественно значимым, эффективным, как сделать так, чтобы этот серьезный инструмент не использовался в корыстных целях, корпоративных целях», — задался он вопросом.

 

По словам Михаила Абызова, личная заинтересованность не должна мешать работе общественных контролеров, если такая работа открыта.

С моей точки зрения, неполезного общественного контроля не бывает, особенно если он проводится по четко определенным критериям», — указал министр.

Георгий Сухадольский обратил внимание на то, что цель общественного контроля состоит не в том, чтобы наказать заказчика, а в том, чтобы изменить ситуацию к лучшему. 

 

Здесь выход на общие нравственные принципы… на позитив и заказчиков, и общественников», — подчеркнул эксперт.

С призывом смотреть на ситуацию позитивно к присутствующим обратился и Илия Димитров.

 

Среди 28 стран, которые я за два года посетил в связи с работой с электронными торгами, мы являемся лидерами в области электронных торгов. Такого нет ни в одной стране мира, этим нужно гордиться, а не только выявлять какие-то нарушения», — продолжил эксперт.

Это подтвердил и Михаил Абызов, который представлял новеллы закона о контрактной системе зарубежным коллегам.

 

«По многим направлениям, не только по закупочной деятельности, у нас на бумаге все очень хорошо... У нас и антикоррупционное законодательство, скажем, в сфере преследования за коррупцию, одно из самых передовых — с этими кратными штрафами и так далее», — признала Елена Панфилова. По ее словам, говорить об успешности новой системы можно будет только по результатам мониторинга правоприменения.

 

Открытое правительство