(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

5 июля в Высшей школе экономики прошло совещание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам государственных закупок и создания контрактной системы. В рамках совещания рассматривались вопросы нормирования в сфере закупок, включая степень открытости информации в проектах документов, относящихся к институту нормирования.

 

Обсуждение коснулось нормативно-правового регулирования процедур нормирования в Федеральном законе № 44-ФЗ. С докладом на тему: «Нормирование в сфере закупок» выступила эксперт Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ Елена Готцева. "В настоящий  момент процесс нормирования закупок освещается несколько поверхностно. На федеральном уровне Правительством Российской Федерации должны быть утверждены правила нормирования закупок, которые установят общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, требования к содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения; правила формирования перечня товаров, работ, услуг, подлежащих обязательному нормированию; общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков", - отметила Елена Готцева

 

Дальнейшая дискуссия в рамках совещания развернулась вокруг перечня нормирования закупок: как лучше нормировать закупки, по объектам или исходя из потребностей государственного заказчика? Как составлять нормативы по стоимости товаров, работ и услуг с учетом инфляции?

Также на совещании на примере закупок автомобилей обсуждалась проблема возможного «дробления» закупки предмета роскоши, позволяющего заказчикам обойти норматив по стоимости.

 

В процессе обсуждения были озвучены следующие тезисы:

  • приобретаемые товары, работы, услуги невозможно (сложно) однозначно связать с реальными потребностями (нуждами) заказчика, что приводит к нерациональному и избыточному потреблению, либо недопотреблению и, как следствие, к неэффективности использования бюджетных средств, снижению качества (напр., транспортные средства, мебель);
  • товар, работа, услуга одного вида может обладать различными потребительскими свойствами, обеспечивающими существенную дифференциацию цен, при одинаковом (практически одинаковом) функциональном назначении;
  • нормирование способно инструментально стимулировать (ограничить) спрос на товары, работы, услуги и развивать (сужать) рынки таких товаров, работ, услуг (напр., закупка оборудования, относящегося только к классу энергопотребления А, закупка топлива не ниже стандарта Евро 4);
  • при нормировании необходимо внедрять новые  стандарты потребления ресурсов, необходимых для эффективного осуществления деятельности заказчиком (использование современных материалов, технологий).