(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

В минувшую пятницу в Высшей школе экономики состоялось очередное совещание Рабочей группы Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам государственных закупок и создания контрактной системы. Совещание было посвящено теме: «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта и описание объекта закупки».

 

В мероприятии приняли участие эксперты рабочей группы Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, предс­та­ви­те­ли об­щест­вен­ных ор­га­ни­за­ций и бизнеса, должностные лица Минэкономразвития России.

 

Ме­роп­ри­ятия ра­бо­чей груп­пы про­во­дят­ся в рам­ках про­ек­та Отк­ры­то­го Пра­ви­тель­ства по ап­ро­ба­ции вве­де­ния инс­ти­ту­тов  конт­ракт­ной сис­те­мы, развития об­щест­вен­но­го конт­ро­ля и отк­ры­тос­ти за­ку­поч­ных про­це­дур.

 

В ходе дискуссии участники совещания обсудили возможности использования различных методов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), предусмотренных контрактной системой:

 

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка)
  • Определение начальной максимальной цены контракта на основе рыночной стоимости
  • Нормативный и тарифный методы
  • Проектно-сметный  метод
  • Затратный метод

 

С презентацией, раскрывающей основные проблемные вопросы ценообразования и использования соответствующих методов определения НМЦК, выступила заместитель директора Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева НИУ ВШЭ Наталья Маслова.

 

В ходе выступления Н.Маслова отметила, что зафиксированный Федеральным законом № 44-ФЗ институт методов определения начальной цены, инструментально дополняется как Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), так и возможностью Правительства Российской Федерации установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

 

Подходы к гибкому и жесткому регулированию возможности выбора заказчиками того или иного метода ценообразования стала предметом оживленной дискуссии между экспертами Рабочей группы. «Нельзя предоставлять заказчику широкое право выбора метода определения НМЦК», - оппонировал докладчику участник совещания С.Ю.Павленко. - «Разница, которая получается при использовании различных методов расчета НМЦК, составляет от 15% до 20%».

 

В свою очередь Н.Маслова отметила, что об абсолютно произвольном выборе заказчиком любого метода определения НМЦК говорить не приходится, поскольку именно метод сопоставимых рыночных цен рекомендован законом в качестве приоритетного. Тем не менее, у заказчика могут возникнуть объективные ситуации, препятствующие использованию метода анализа рынка, либо любого другого из методов, описанных в методических рекомендациях.

 

Основаниями для отказа от применения описанных методов могут быть следующие факты:

 

- отсутствие информации, необходимой  для полноценного применения соответствующего метода;

- наличие факторов, делающих результаты расчета соответствующим методом недостоверными;

- очевидное и существенное несоответствие результата расчета существующей рыночной ситуации и/или результатам прочих методов расчета, достоверность которых считается достаточной.