(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

17 мая 2013 г. в Высшей школе экономики состоялось очередное совещание рабочей группы по вопросам общественного участия в процедурах планирования закупок, на котором присутствовали представители общественных организаций, научного и экспертного сообществ, а также представители органов исполнительной власти.

 

Мероприятия рабочей группы проводятся в рамках проекта Открытого Правительства по апробации ведения институтов федеральной контрактной системы в аспектах общественного контроля и открытости закупочных процедур.

Повестка дня была посвящена вопросам обязательного общественного обсуждения закупок и общественного контроля информации на стадии планирования закупок.  В дискуссии по данным вопросам приняли участие  представители Высшей школы экономики, Национальной Ассоциации Института Закупок, общественной организации «Безопасное Отечество», Агентства по госзаказу и Министерства экономики Республики Татарстан, общественного движения «Народный контроль», Министерства конкурентной политики Калужской области, Комитета гражданских инициатив, Открытого Правительства, Комитета по госзаказу Вологодской области и другие участники совещания.

 

Открыл обсуждение первый проректор Высшей школы экономики Александр Шамрин, отметив, что параллельно с работой рабочей группы реализуется крупный пилотный проект по внедрению принципов федеральной контрактной системы на федеральном и региональном уровне, результаты работы по которому учитываются при формировании матрицы мнений экспертов.

 

Эксперт в области публичного права Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Дмитрий Илюшин продолжил совещание, акцентировав внимание собравшихся на аспектах проведения обязательного общественного обсуждения закупок, и предложил обсудить проект положения, регулирующего данную сферу общественного контроля в ФКС.

 

«В рамках Федерального закона о контрактной системе предусматривается относительно новый институт – обязательное общественное обсуждение закупок. Институт обсуждения закупок формировался задолго до принятия 44-го Закона, только ранее это обсуждение не было закреплено на законодательном уровне. И вот сейчас, 44-й Федеральный Закон такой институт закрепляет. При этом законом предусматривается, что случаи обязательного общественного обсуждения закупок, а также их порядок устанавливаются Правительством РФ, - отметил Дмитрий Илюшин. - В этой связи нами был подготовлен проект такого порядка, который включает в себя случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупочных процедур». 

 

Участники рабочей группы согласились с тем, что проводить обязательное общественное обсуждение необходимо в основном по дорогостоящим закупкам, и что нецелесообразно обсуждать закупочные процедуры в случаях, составляющих государственную тайну.

 

Жаркая дискуссия развернулась относительно возможности привлечения представителей правоохранительных органов к проведению общественных слушаний (включения уполномоченных сотрудников ФАС или МВД в состав комиссий, проводящих такое обсуждение). Член Комитета гражданских инициатив Иван Бегтин и консультант юридической компании «Каменская и партнеры» Наталья Пантюхина указали на возможность возникновения в таком случае конфликта интересов у правоохранительных структур, а также на размывание ответственности за принятые решения.

 

Представители органов власти, организующих проведение торгов в регионе, акцентировали внимание на возможности проведения общественного обсуждения с использованием региональных информационных ресурсов. «Например, в Татарстане, накоплен положительный опыт использования таких ресурсов» - отметила начальник юротдела Агентства по госзаказу Республики Татарстан Алсу Гатауллина.

 

«Одно из предложений, которое выдвигали представители общественности, - обратилась к собравшимся руководитель проектного офиса по реализации пилотного проекта ФКС, эксперт ВШЭ Вероника Джужома, - обсуждать на разных стадиях закупочной деятельности различные аспекты отдельной закупки, включая саму потребность в ее осуществлении, техническое задание, проект документации и фактически размещенную документацию по закупке. Возникает вопрос, целесообразно ли такое неоднократное обсуждение, и в каких именно формах его необходимо проводить?».

Признавая риски резкого увеличения издержек заказчика, представители Министерства конкурентной политики Калужской области предложили в качестве оптимального срока проведения такого обсуждения определить момент, когда необходимая документация о закупке уже сформирована, но закупка еще официально не объявлена.

 

Участники дискуссии сошлись во мнении, что в случае несогласия с предложениями и замечаниями общественности по результатам общественного обсуждения, заказчик должен мотивировать свое несогласие в отчете.

 

Эксперт Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Елена Готцева представила на обсуждение разработанные Высшей школой экономики проекты Порядка формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков закупок.

 

«В Федеральном законе № 44, в отличие от действующего Федерального закона № 94-ФЗ, достаточно подробно регламентируются процедуры планирования закупок,  - уточнила Елена Готцева. - При этом общие правила установлены самим законом и в них предусмотрено, что Правительство РФ утверждает общие требования к порядку формирования, утверждения и ведения, как планов закупок, так и планов-графиков закупок, заказчиками всех уровней публичной власти, включая требования к форме планов закупок и планов-графиков закупок и порядку их размещения в единой информационной системе, а также непосредственно порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд».

 

Елена Готцева пояснила, что экспертами ВШЭ были подготовлены соответствующие проекты постановлений Правительства РФ. Документами определяются, в первую очередь, круг лиц, на которых распространяются требования данных актов: государственные (муниципальные) заказчики (органы государственной власти, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения), иные заказчики, к которым относятся бюджетные учреждения, а в отдельных случаях, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, автономные учреждения, государственные (муниципальные) учреждения.

При этом бюджетные учреждения вправе принять решение об осуществлении в соответствии с нормами Федерального закона № 223-ФЗ отдельных закупок. Это закупки за счет грантов, закупки в рамках исполнения обязательств по контракту, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, а также закупки, осуществляемые за счет прибыли, полученной от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Все остальные закупки бюджетными учреждениями осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и подлежат обязательному планированию по установленным правилам.

Подготовленными экспертами ВШЭ порядками формирования, утверждения и ведения планов закупок, планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд определяется последовательность действий заказчиков при подготовке планов закупок и планов графиков закупок, сроки их разработки и утверждения, включаемые в них сведения и особенности включения таких сведений для отдельных категорий заказчиков, формы плана закупок и плана графика закупок, основания для внесения в них изменений.

 

В ходе обсуждения проектов данных документов участники рабочей группы и приглашенные эксперты дебатировали по вопросу целесообразности размещения и обсуждения проектов планов и планов-графиков закупок в открытом доступе.

 

Были высказаны противоположные мнения относительно обсуждения еще не утвержденных планов и планов-графиков закупок. Также члены рабочей группы согласованно предложили сосредоточить внимание общественности на обсуждении обоснования закупки, которое будет являться приложением к плану закупок и плану графику закупок.

 

В заключительной части совещания был поднят вопрос нормирования границ увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта, при котором не требуется внесение изменений в планы закупок и планы-графики закупок. Участники совещания отметили, что процесс внесения изменений в планы закупок и планы-графики закупок  необходимо сделать максимально прозрачным для общества и контролирующих органов, и для этого целесообразно требовать от заказчика конкретизировать и обосновывать причину каждого изменения в плане закупок и плане-графике закупок.