(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

В кон­це 2012 го­да Центр ре­ги­ональ­ных прог­рамм со­вер­шенс­тво­ва­ния го­суп­рав­ле­ния ИГ­МУ НИУ ВШЭ за­вер­шил на­уч­но-исс­ле­до­ва­тель­скую ра­бо­ту по те­ме «Оп­ти­ми­за­ция чис­лен­нос­ти го­су­дарс­твен­ных граж­данс­ких слу­жа­щих пу­тем пе­ре­да­чи от­дель­ных уп­рав­лен­чес­ких функ­ций на аут­сор­синг», за­каз­чи­ком ко­то­рой выс­ту­пи­ло ми­нис­терс­тво фи­нан­сов Туль­ской об­лас­ти.

 

Фак­ти­чес­ки, ра­бо­та зат­ра­ги­ва­ла воп­ро­сы соз­да­ния цент­ра­ли­зо­ван­ных бух­гал­те­рий (ЦБ) для ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти (ОИВ) и го­су­дарс­твен­ных уч­реж­де­ний (ГУ) Туль­ской об­лас­ти. Так, в хо­де про­ек­та пе­ред экс­пер­та­ми ВШЭ бы­ла пос­тав­ле­на за­да­ча раз­ра­бо­тать ме­то­ди­чес­кие ре­ко­мен­да­ции по оцен­ке це­ле­со­об­раз­нос­ти соз­да­ния ЦБ, раз­ра­бо­тать нор­ма­ти­вы их фор­ми­ро­ва­ния кад­ро­вым сос­та­вом, оп­ре­де­лить пи­лот­ные ор­га­ны пуб­лич­ной влас­ти и уч­реж­де­ния об­лас­ти, а так­же предс­та­вить план ме­роп­ри­ятий по пе­ре­да­че функ­ций по ве­де­нию бюд­жет­но­го (бух­гал­терс­ко­го) уче­та в ЦБ.

 

По ито­гам оп­ре­де­ле­ния пи­лот­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти и го­су­дарс­твен­ных уч­реж­де­ний Туль­ской об­лас­ти, экс­пер­там ВШЭ не­об­хо­ди­мо бы­ло про­вес­ти ана­лиз це­ле­со­об­раз­нос­ти соз­да­ния ЦБ, а так­же оце­нить эко­но­ми­чес­кий эф­фект от при­ме­не­ния но­вых спо­со­бов ор­га­ни­за­ции ве­де­ния бюд­жет­но­го уче­та. На ос­но­ве про­ве­ден­ных исс­ле­до­ва­ний, Центр ре­ги­ональ­ных прог­рамм под­го­то­вил комп­лекс пред­ло­же­ний по оп­ти­ми­за­ции чис­лен­нос­ти сот­руд­ни­ков ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти и го­су­дарс­твен­ных уч­реж­де­ний Туль­ской об­лас­ти, ис­пол­ня­ющих функ­ции по ве­де­нию бюд­жет­но­го (бухгалтерского) уче­та пу­тем соз­да­ния цент­ра­ли­зо­ван­ных бух­гал­те­рий.

 

 

Подт­верж­де­ни­ем точ­ки зре­ния экс­пер­тов о том, что соз­да­ние ЦБ бу­дет яв­лять­ся на­илуч­шим ре­ше­ни­ем в це­лях оп­ти­ми­за­ции чис­лен­нос­ти со­от­ветс­тву­ющих сот­руд­ни­ков, является сле­ду­ющая ин­фор­ма­ция: на се­год­няш­ний день аут­сор­синг функ­ций ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти и го­су­дарс­твен­ных уч­реж­де­ний по ве­де­нию бюд­жет­но­го (бух­гал­терс­ко­го) уче­та соп­ря­жен с ря­дом дос­та­точ­но серь­ез­ных рис­ков и ес­тест­вен­ных ог­ра­ни­че­ний, спо­соб­ных соз­дать уг­ро­зу ис­пол­не­ния бюд­жет­но­го про­цес­са, что не да­ет наб­рать по­пу­ляр­ность дан­но­му инс­тру­мен­ту в масш­та­бах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

 

Как расс­ка­зал пор­та­лу GosReforma.ru ру­ко­во­ди­тель про­ек­та по оп­ти­ми­за­ции чис­лен­нос­ти го­су­дарс­твен­ных граж­данс­ких слу­жа­щих Туль­ской об­лас­ти Илья Аки­шин, го­до­вой объ­ем рос­сий­ско­го рын­ка аут­сор­син­га функ­ций по ве­де­нию бюд­жет­но­го (бух­гал­терс­ко­го) уче­та сос­тав­лял по ито­гам 2012 го­да лишь 5% от сред­не­ме­сяч­но­го объ­ема рын­ка по аут­сор­син­гу всех по­доб­ных ус­луг (ОКДП 7410000), что го­во­рит о нез­ре­лос­ти дан­но­го рын­ка ус­луг и низ­ком уров­не расп­рост­ра­не­ния прак­ти­ки пе­ре­да­чи по­доб­но­го ро­да ус­луг на аут­сор­синг част­ным ор­га­ни­за­ци­ям с по­мощью отк­ры­тых тор­гов.

 

Та­ким об­ра­зом, от­ме­тил экс­перт, ши­ро­ко расп­рост­ра­нен­ной прак­ти­кой яв­ля­ет­ся соз­да­ние цент­ра­ли­зо­ван­ных бух­гал­те­рий, в том числе и в целях экономии бюджетных средств. В це­лях под­го­тов­ки ре­ко­мен­да­ций, на­ибо­лее умест­ных для Туль­ской об­лас­ти, экс­пер­ты ВШЭ расс­мат­ри­ва­ли воз­мож­ность соз­да­ния ЦБ для ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти и го­су­дарс­твен­ных уч­реж­де­ний раз­дель­но, при­ни­мая во вни­ма­ние раз­лич­ные кри­те­рии це­ле­со­об­раз­нос­ти соз­да­ния и па­ра­мет­ры фор­ми­ро­ва­ния ЦБ.

 

"Го­до­вой объ­ем рос­сий­ско­го рын­ка аут­сор­син­га функ­ций по ве­де­нию бюд­жет­но­го (бух­гал­терс­ко­го) уче­та сос­тав­лял по ито­гам 2012 го­да лишь 5% от сред­не­ме­сяч­но­го объ­ема рын­ка по аут­сор­син­гу всех по­доб­ных ус­луг"

 

В це­лях исс­ле­до­ва­ния бы­ли оп­ре­де­ле­ны сле­ду­ющие че­ты­ре пи­лот­ных ор­га­на ис­пол­ни­тель­ной влас­ти Туль­ской об­лас­ти (так­же ста­тус пи­лот­ных по­лу­чи­ли и го­су­дарс­твен­ные уч­реж­де­ния, под­ве­домс­твен­ные данным ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной влас­ти): ми­нис­терс­тво здра­во­ох­ра­не­ния, ми­нис­терс­тво об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры, ми­нис­терс­тво транс­пор­та и до­рож­но­го хо­зяй­ства и ми­нис­терс­тво тру­да и со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния. При расс­мот­ре­нии це­ле­со­об­раз­нос­ти соз­да­ния ЦБ ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти Туль­ской об­лас­ти экс­пер­та­ми на пер­во­на­чаль­ном эта­пе при­ни­ма­лись во вни­ма­ние все бюд­жет­ные пол­но­мо­чия, в ис­пол­не­нии ко­то­рых при­ни­ма­ют учас­тие сот­руд­ни­ки ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти Туль­ской об­лас­ти.

 

«Не­об­хо­ди­мо бы­ло оп­ре­де­лить це­ле­со­об­раз­ность соз­да­ния уч­реж­де­ния по ве­де­нию бух­гал­терс­ко­го уче­та ор­га­нов влас­ти цент­ра­ли­зо­ван­ным спо­со­бом, а так­же пе­ре­чень бюд­жет­ных пол­но­мо­чий, пе­ре­да­ва­емых на ис­пол­не­ние в дан­ное уч­реж­де­ние», - от­ме­тил Илья Аки­шин. В со­от­ветс­твии с Бюд­жет­ным ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции оп­ре­де­ле­ны три груп­пы пол­но­мо­чий, ко­то­рые мо­гут ис­пол­нять (в том чис­ле од­нов­ре­мен­но) ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной влас­ти субъ­ек­та РФ. «Ор­га­ны влас­ти мо­гут выс­ту­пать в ка­чест­ве глав­но­го рас­по­ря­ди­те­ля бюд­жет­ных средств, глав­но­го ад­ми­нист­ра­то­ра бюд­жет­ных средств и по­лу­ча­те­ля бюд­жет­ных средств», - по­яс­нил экс­перт.  

 

«За­каз­чик пред­ло­жил нам оп­ре­де­лить сте­пень воз­мож­нос­ти и це­ле­со­об­раз­нос­ти вы­во­да всех дан­ных пол­но­мо­чий на цент­ра­ли­зо­ван­ный спо­соб ис­пол­не­ния, од­на­ко, по ито­гам ана­ли­за нор­ма­тив­ной ба­зы и прак­ти­ки де­ятель­нос­ти ор­га­нов влас­ти Туль­ской об­лас­ти, экс­перт­ной груп­пой бы­ло сфор­ми­ро­ва­но мне­ние, что в от­но­ше­нии ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти це­ле­со­об­раз­но пе­ре­дать на ис­пол­не­ние внеш­ней ор­га­ни­за­ции лишь  пол­но­мо­чие по ве­де­нию бюд­жет­но­го уче­та (груп­па пол­но­мо­чий по­лу­ча­те­ля бюд­жет­ных средств). В про­тив­ном слу­чае, стро­го го­во­ря, воз­ни­ка­ют про­ти­во­ре­чия с Бюд­жет­ным Ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», - конс­та­ти­ро­вал Илья Аки­шин.

 

В про­цес­се вы­пол­не­ния на­уч­но-исс­ле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты бы­ла так­же вы­яв­ле­на до­ля ра­бо­че­го вре­ме­ни, зат­ра­чи­ва­емо­го госс­лу­жа­щи­ми не­пос­редс­твен­но на ве­де­ние бюд­жет­но­го (бух­гал­терс­ко­го) уче­та. «По ито­гам исс­ле­до­ва­ния и ана­ли­за струк­ту­ры ра­бо­че­го вре­ме­ни сот­руд­ни­ков пи­лот­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти Туль­ской об­лас­ти бы­ло вы­яв­ле­но, что при пе­ре­да­че ука­зан­но­го вы­ше пол­но­мо­чия на ис­пол­не­ние в ЦБ, чис­лен­ность го­су­дарс­твен­ных слу­жа­щих, осу­щест­вля­ющих пла­но­во-фи­нан­со­вую и бух­гал­терс­кую де­ятель­ность, мо­жет сок­ра­тить­ся на 20%», - ре­зю­ми­ро­вал экс­перт.

 

"По ито­гам исс­ле­до­ва­ния и ана­ли­за струк­ту­ры ра­бо­че­го вре­ме­ни сот­руд­ни­ков пи­лот­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти Туль­ской об­лас­ти бы­ло вы­яв­ле­но, что при пе­ре­да­че ука­зан­но­го вы­ше пол­но­мо­чия на ис­пол­не­ние в ЦБ, чис­лен­ность го­су­дарс­твен­ных слу­жа­щих, осу­щест­вля­ющих пла­но­во-фи­нан­со­вую и бух­гал­терс­кую де­ятель­ность, мо­жет сок­ра­тить­ся на 20%" 

 

При изу­че­нии воп­ро­са соз­да­ния цент­ра­ли­зо­ван­ных бух­гал­те­рий го­су­дарс­твен­ных уч­реж­де­ний Туль­ской об­лас­ти на­уч­ны­ми сот­руд­ни­ка­ми Цент­ра ре­ги­ональ­ных прог­рамм бы­ла раз­ра­бо­та­на ме­то­ди­ка, ус­та­нав­ли­ва­ющая кри­те­рии оп­ре­де­ле­ния це­ле­со­об­раз­нос­ти соз­да­ния цент­ра­ли­зо­ван­ных бух­гал­те­рий го­су­дарс­твен­ных уч­реж­де­ний Туль­ской об­лас­ти, а так­же нор­ма­ти­вы фор­ми­ро­ва­ния цент­ра­ли­зо­ван­ных бух­гал­те­рий ГУ  (и ОИВ) Туль­ской об­лас­ти.

 

 

Так­же экс­пер­ты пред­ло­жи­ли ис­поль­зо­вать диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный  под­ход при соз­да­нии цент­ра­ли­зо­ван­ных бух­гал­те­рий, обус­лов­лен­ный тер­ри­то­ри­аль­ным рас­по­ло­же­ни­ем уч­реж­де­ний, а так­же сте­пенью раз­ви­тия ин­фор­ма­ци­он­но­го об­щест­ва.  Так, в слу­чае ес­ли все уч­реж­де­ния определенной сферы деятельности спо­соб­ны пе­ре­да­вать в цент­ра­ли­зо­ван­ные бух­гал­те­рии пер­вич­ную бух­гал­терс­кую до­ку­мен­та­цию в элект­рон­ном ви­де, то пред­ла­га­ет­ся соз­да­ние еди­ной ЦБ по от­дель­ным сфе­рам де­ятель­нос­ти. В слу­чае от­сутс­твия элект­рон­но­го до­ку­мен­то­обо­ро­та, оп­ти­маль­ным бу­дет соз­да­ние цент­ра­ли­зо­ван­ных бух­гал­те­рий го­су­дарс­твен­ных уч­реж­де­ний ис­хо­дя из де­ле­ния Туль­ской об­лас­ти по сфе­рам де­ятель­нос­ти и «тер­ри­то­ри­аль­ным кус­там».

 

«Мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли, в ка­ком на­се­лен­ном пунк­те рас­по­ло­же­но то или иное уч­реж­де­ние, расс­чи­та­ли расс­то­яние меж­ду каж­дым из та­ких пунк­тов и  раз­де­ли­ли об­ласть на шесть «тер­ри­то­ри­аль­ных кус­тов», что поз­во­лит сни­зить, как ми­ни­мум, рас­хо­ды на дос­тав­ку пер­вич­ной до­ку­мен­та­ции из уч­реж­де­ния в ЦБ. Также был рассчитан потенциальный объем экономии бюджетных средств, возникающий при передаче функций государственных учреждений Тульской области по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в ЦБ. Было выявлено, что передача функций позволяет осуществить существенную (то есть даже не на 10-15%, а больше) экономию денежных средств, однако конкретные цифры назвать в настоящий момент мы не можем по договоренности с заказчиком», - по­яс­нил ру­ко­во­ди­тель на­уч­но-исс­ле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та Илья Аки­шин.

 

"Также был рассчитан потенциальный объем экономии бюджетных средств, возникающий при передаче функций государственных учреждений Тульской области по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета в ЦБ. Было выявлено, что потенциально передача функций позволяет осуществить существенную (то есть даже не на 10-15%, а больше) экономию денежных средств на заработной плате сотрудников"

 

 

По ре­зуль­та­там про­ек­та Цент­ром ре­ги­ональ­ных прог­рамм бы­ла раз­ра­бо­та­на до­рож­ная кар­та пе­ре­да­чи от­дель­ных уп­рав­лен­чес­ких функ­ций ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти Туль­ской об­лас­ти на аут­сор­синг, вклю­ча­ющая в се­бя комп­лекс ме­то­ди­чес­ких ре­ко­мен­да­ций и ти­по­вой до­ку­мен­та­ции, обес­пе­чи­ва­ющих про­цесс их пе­ре­да­чи.

 

В час­ти нор­ма­тив­но­го обес­пе­че­ния про­цес­са пе­ре­да­чи функ­ций во вновь соз­дан­ные уч­реж­де­ния экс­пер­ты под­го­то­ви­ли про­ек­ты нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тов Туль­ской об­лас­ти, ре­гу­ли­ру­ющие воп­ро­сы пе­ре­да­чи от­дель­ных уп­рав­лен­чес­ких функ­ций ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной влас­ти Туль­ской об­лас­ти на ис­пол­не­ние сто­рон­ним ор­га­ни­за­ци­ям.

 

Ито­ги на­уч­но-исс­ле­до­ва­тель­ской ра­бо­ты бы­ли вы­со­ко оце­не­ны ми­нист­ром фи­нан­сов Туль­ской об­лас­ти, ко­то­рый от­ме­тил «дос­ти­же­ние ощу­ти­мых ре­зуль­та­тов в сов­мест­ной ра­бо­те» и вы­ра­зил от­дель­ную бла­го­дар­ность ру­ко­во­ди­те­лю про­ек­та И.А. Аки­ши­ну.

 

 


 

Предложения по созданию и размещению централизованных бухгалтерий в «территориальных кустах» для министерства труда и социальной защиты Тульской области

 

При разделении Тульской области на «территориальные кусты» в целях создания централизованных бухгалтерий государственных учреждений, использовался принцип объединения в «территориальные кусты» учреждений, которые расположены друг от друга на расстоянии, не превышающем 50 километров.

 

Для определения населенного пункта, в котором предполагается целесообразным создать централизованную бухгалтерию, использовались следующие критерии:

 

-        населенный пункт обладает статусом городского округа или городского поселения;

-        в населенном пункте находятся не менее трех учреждений определенной сферы деятельности, в которой целесообразно создание ЦБ ГУ ТО определенного «территориального куста»;

-        данный населенный пункт имеет наименьшее среднее расстояние до иных населенных пунктов, в которых расположены ГУ ТО определенной сферы деятельности в рассматриваемом «территориальном кусте».