(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

22 августа в НИУ ВШЭ прошло очередное расширенное совещание рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам государственных расходов и государственных закупок. В работе совещания приняли участие представители Торгово-промышленной палаты РФ, Росатом, РусГидро, Аукционного Конкурсного Дома, Ассоциации менеджеров России, НАИЗ, Центра развития ГЧП, Национального объединения строителей, СПФО, органов исполнительной власти, представители научного и экспертного сообщества.  

 

Повестка дня была посвящена условиям и порядку включения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков, а также вопросам правового регулирования реализации контракта, заключаемого по итогам определения поставщика, и обеспечения требований о раскрытии информации о контрактах. Напомним, что Федеральным законом № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок сохраняется ведение таких информационных систем, как Реестр контрактов и Реестр недобросовестных поставщиков. Порядок ведения указанных реестров устанавливается Правительством России. 

 

Учитывая, что реестры контрактов и недобросовестных поставщиков ведутся в рамках действующего законодательства давно, проекты соответствующих положений были подготовлены на основе действующего регулирования. Вместе с тем, названные проекты актов учитывают специфику новой контрактной системы в сфере закупок. Например, разработанное положение о реестре контрактов предусматривает, что сведения о заключенных контрактах будут предоставляться не только заказчиками, но и уполномоченными органами в связи с тем, что новым законом предусматривается возможность полной централизации закупок, при которой уполномоченный орган будет организовывать весь цикл закупки, включая подписание контракта, приемку результатов и обеспечение оплаты. 

 

Существенные изменения коснулись и реестра недобросовестных поставщиков. Новым законом предусмотрено дополнительное основание для включения поставщика в такой реестр, а именно при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в случае существенного нарушения условий контрактов соответствующим поставщиком. 

 

«В реестре недобросовестных поставщиков изменен состав включаемых в него сведений. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ в реестр включаются также имена учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, являющихся недобросовестными поставщиками. Вместе с тем, остается неопределенность в понимании норм закона, определяющих правовые последствия таких изменений», - отметил в своем докладе эксперт Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Дмитрий Илюшин

 

В ходе совещания основная дискуссия развернулась вокруг нормы Закона, обязывающей включать в реестр недобросовестных поставщиков физических лиц из числа учредителей организаций-нарушителей обязательств по контракту. По словам экспертов, крупные и надежные организации и холдинги, имеющие разветвленную оргструктуру, могут надолго выпасть из числа участников закупки из-за одной ошибки в исполнении контракта своей подопечной компании. Участниками совещания были высказаны замечания относительно норм обсуждаемого на совещании проекта Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков. В частности, в пункте 16 проекта Положения указано, что «реестровая запись, содержащая сведения о недобросовестном поставщике (исполнителе, подрядчике), исключается из реестра уполномоченным органом по истечении 2 лет с даты включения сведений в реестр». 

 

Присутствующие представители бизнес-сообществаотметили, что в имеющейся формулировке Положения, последствия нарушения контракта для фирмы-однодневки, по сути, одинаковые, как и для компании с многолетним стажем и десятками или сотнями успешно выполненных госконтрактов. Поэтому было высказано предложение установить 2 летний срок нахождения в таком реестре гв качестве максимального, с пропорциональным его уменьшением для ранее успешно работавших и хорошо себя зарекомендовавших в сфере госзаказа организаций. При обсуждении этого замечания эксперты ВШЭ указали, что предлагаемый подход не не может быть реализован ввиду его противоречия нормам федерального закона и. 

 

По итогам совещания участники дискуссии также предложили уточнить сроки включения информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков, доработать механизм включения в реестр уклонившегося от заключения контракта участника, заявке которого присвоен второй номер, а также включать в реестр недобросовестных поставщиков только те сведения, которые подтвердятся после проведения проверки уполномоченным органом.