(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

21 июня в Министерстве экономического развития РФ в рамках проведения семинара-совещания  прошло обсуждение основных подходов к организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. В рамках семинара-совещания представители исполнительных органов государственной власти 72 субъектов Российской Федерации смогли ознакомиться с основными аспектами реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», затрагивающими нормативно-правовое регулирование и техническое, методическое обеспечение межведомственного и межуровневого взаимодействия.

 

Напомним, что в соответствии с Законом №210-ФЗ государственным служащим при оказании государственных и муниципальных услуг будет запрещено требовать от граждан документы, содержащиеся в распоряжении других ведомств. Все необходимые согласования и запросы, федеральные и региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны будут осуществлять самостоятельно посредством  межведомственного электронного взаимодействия, а также внести соответствующие изменения в отраслевые законы, законодательство своих субъектов и муниципальные правовые акты в целях устранения нормативно-правовых барьеров при реализации 210-ФЗ.

 

Открыл семинар Директор Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ Алексей Юрьевич Попов. Поприветствовав собравшихся и продолжив свое выступление в докладе «О Типовом плане мероприятий субъекта Российской Федерации по переходу на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг»,  Алексей Юрьевич описал систему мер рекомендованных к применению в целях обеспечения выполнения требований Закона №210-ФЗ, и план мероприятий, который субъекты РФ должны будут выполнять для перехода на межведомственное взаимодействие.

 

Заместитель Министра связи массовых коммуникаций РФ Илья Иссович Массух в своем докладе «Техническое обеспечение межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг (система межведомственного электронного взаимодействия)» осветил представителям Субъектов РФ аспекты работы СМЭВ: из каких элементов она состоит, каким образом федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти могут к ней подключиться. Как сообщил Илья Иссович, Минкомсвязи на сегодняшний день уже заключило соглашения о подключении к СМЭВ с 77 субъектами федерации и 57 федеральными органами власти и внебюджетными фондами. В данный момент 83 комплекта СМЭВ для субъектов установлены в 11 дата-центрах по всей России.

 

На вопрос, что делать, если субъект уже разработал и внедрил собственную электронную систему межведомственного взаимодействия, Илья Иссович Массух отметил, что идеологических препятствий подключения «местных» СМЭВ к Единой системе межведомственного взаимодействия нет, но существуют технические препятствия.  Естественно, если регион уже вложил серьезные инвестиции на построение своей системы межведомственного электронного взаимодействия, ему пойдут на встречу. Но одного желания мало, системы должны быть совместимы, иначе затраты на интеграцию могут превысить стоимость подключения региональной СМЭВ к Единой системе межведомственного взаимодействия.

 

Директор департамента государственного регулирования в экономике Савва Витальевич Шипов выступил с докладом по теме «Основные подходы к организации межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг», отметив, что Минэкономразвития России сейчас активно формирует правовую базу перехода на межведомственное взаимодействие и планирует внести поправки в  210-ФЗ и в 71 отраслевой закон, затрагивающий более 100 услуг федеральных и региональных органов исполнительной власти. В частности, был определен перечень документов, подлежащих представлению лично заявителем, установлено право гражданина по собственной инициативе самостоятельно представить документы, подлежащие получению по каналам межведомственного взаимодействия, а также определена ответственность должностных лиц за необоснованный запрос информации или отказ в предоставлении услуги (предлагается более 10 изменений в 210-ФЗ).

 

Несмотря на то, что регионы получили отсрочку и у них появился дополнительный год на организацию межведомственного взаимодействия, за этот год предстоит проделать колоссальную работу. Это могут подтвердить представители тех пилотных регионов, в которых сегодня апробируется Методика перехода на межведомственное взаимодействие,  разработанная Минэкономразвития РФ. Минэкономразвития РФ уже утвердило порядок действий по переходу субъектов РФ (ОМСУ) на межведомственное взаимодействие, отметив три ключевых этапа, которые должен пройти каждый регион:

 

1. организационные мероприятия по переходу на межведомственное взаимодействие

2. подготовительные мероприятия по проектированию межведомственного взаимодействия

3. мероприятия по проектированию межведомственного взаимодействия

 

Используя опыт пилотных регионов, Савва Витальевич Шипов предложил и регионам создать свои «пилоты» в муниципальных образованиях и апробировать на них методику организации и проектирования межведомственного взаимодействия, распространив впоследствии положительные результаты на весь регион.

В свою очередь Савва Витальевич пообещал, что Правительство РФ будет пристально наблюдать за деятельностью каждого региона в плане реализации мероприятий по переходу на межведомственное взаимодействие. Специально для этого по заказу Минэкономразвития была разработана система мониторинга выполнения плана мероприятий.

«Процесс течения работ по организации межведомственного взаимодействия по каждому региону будет для нас прозрачным. Более того, мы будем отмечать не только лидеров проекта, но и отстающие субъекты, которые переходят на межведомственное взаимодействие слишком медленно», - завершил свой доклад Шипов, передав слово заместителю директора Департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства Минкомсвязи России Борису Михайловичу Глазкову.

 

В своем докладе «Рекомендации по организации межведомственного электронного взаимодействия» Борис Глазков описал меры, предпринимаемые федеральными органами исполнительной власти по обеспечению ввода в эксплуатацию веб-сервисов, поддерживающих базовые информационные ресурсы и предложил региональным органам исполнительной власти применить рекомендуемую Минкомсвязью последовательность действий по организации межведомственного электронного взаимодействия. Также в докладе были затронуты технические аспекты подключения региональных СМЭВ к Единой системе межведомственного взаимодействия и обеспечения единого пространства доверия.

 

В  апреле в шести регионах (Самарская, Челябинская, Вологодская, Волгоградская, Свердловская области и Республика Бурятия) был запущен проект по апробации Методики проектирования межведомственного взаимодействия  при предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта Российской Федерации. На семинаре в Минэкономразвития представители пилотных регионов представили свои доклады о ходе процесса организации межведомственного взаимодействия в их субъекте, рассказали о трудностях, с которыми они столкнулись при реализации проекта и поделились первыми достижениями.

 

Первым из представителей пилотных регионов выступил Председатель Комитета информационных технологий и телекоммуникаций администрации Волгоградской области Вадим Александрович Щепинов с докладом «О практической работе по организации межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг в Волгоградской области Российской Федерации».

Волгоградская область вошла в число шести пилотных субъектов Российской Федерации по переходу на межведомственное взаимодействие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно Постановлению Администрации Волгоградской области № 244-п «Об организации межведомственного информационного взаимодействия в Волгоградской области» полномочиями по созданию и поддержке функционирования электронных сервисов как органов исполнительной власти Волгоградской области, так и муниципальных образований на территории области наделен Комитет информационных технологий и телекоммуникаций администрации Волгоградской области. «Такое решение было вызвано весьма низким уровнем организационно-технической готовности муниципалитетов и нашим пониманием, что электронные сервисы муниципалитетов вряд ли будут сильно различаться между собой, чтобы каждому организовывать собственную разработку»  - отметил Вадим Александрович.

«В части проектирования первоочередных государственных и муниципальных услуг работы велись совместно с Минэкономразвития и Высшей школой экономики с привлечением внешних консультантов, - продолжил свой доклад Вадим Александрович Щепинов. - Надо сказать, что своими силами мы вряд ли бы справились в такие сжатые сроки. Сначала были определены 2 государственные и 5 муниципальных услуг для апробации, а также пилотные муниципальные образования – столичный город-герой Волгоград, второй по величине город Волжский, два средних города и два муниципальных района со всеми их городскими и сельскими поселениями. Мы специально отобрали много пилотных муниципалитетов, чтобы проверить верность решений в разных спектрах и быть уверенными, что отработанные в пилотах решения потом без проблем можно будет тиражировать на всю территорию области».

 

Следующий доклад был представлен Министром информационных технологий и связи Свердловской области Ириной Александровной Богданович. «Наряду с инвентаризацией информационных систем и повышением качества данных, – отметила Ирина Александровна, - в Свердловской области проведена работа по сбору информации об удостоверяющих центрах, предоставляющих свои услуги исполнительным органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления, бизнесу и гражданам».

«По состоянию на текущий момент все удостоверяющие центры, услугами которых пользуются органы исполнительной власти Свердловской области (справочно - 4), включены в единое пространство доверия. Однако предстоит доработка под Единый формат сертификата электронного ключа  для подписания запросов и ответов, пересылаемых между органами власти Свердловской области в рамках  системы исполнения регламентов» - уточнила Ирина Александровна Богданович.

«Отдельно хотелось бы рассказать о проблемах развития межуровневого взаимодействия. Не ясен порядок взаимодействия с федеральными органами власти при реализации перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. 442-р не уточняет формат данных, предоставление которых должно быть обеспечено региональными и муниципальными информационными системами. Как предложение - передать на региональный и муниципальный уровень технологические карты федеральных услуг. Не понятна процедура взаимодействия с федеральными органами власти при переводе услуг 1993-р в случае, если документы (сведения) данных услуг не определены в 442-р. Важно получить рекомендации об организации взаимодействия по услугам, которые входят в 1993-р, но не регламентированы 442-р» - завершила свое выступление Министр информационных технологий и связи Свердловской области, передав слово представителю Самарской области.

 

Результаты проекта в Самарском регионе представил Валерий Евгеньевич Курошин, заместитель руководителя Департамента информационных технологий и связи Самарской области. В своем докладе «О практической работе по организации межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг в Самарской области Российской Федерации» Валерий Евгеньевич отметил, что при разработке пилотного проекта в Самарском регионе был применен нестандартный подход.

 

«Соглашение о межведомственном взаимодействии предполагает, что любой орган государственной власти, орган местного самоуправления, подведомственная им организация может свободно присоединиться к нему, направив соответствующее заявление в адрес координатора соглашения. Суть в том, что его стороны обязуются согласовать и закрепить механизм межведомственного взаимодействия в административном регламенте предоставления соответствующей услуги, -  пояснил Валерий Евгеньевич Курошин. - Таким образом, мы планируем избежать необходимости заключения значительного количества соглашений между участниками СМЭВ по принципу «каждый с каждым». Организованный пилотный проект, вне всяких сомнений, уже оказал огромную помощь в организации, как оказалось на практике, очень сложного и многоуровневого процесса.  Хотелось бы выразить благодарность всему коллективу единомышленников, принимавших участие в организации пилотного проекта и оказывающих поддержку субъектам Российской Федерации в его реализации».

 

По окончанию доклада представителя Самарского региона слово было передано Министру информационных технологий Челябинской области Дмитрию Алексеевичу Тарасову, который в своем выступлении поделился ходом реализации пилотного проекта по организации межведомственного взаимодействия на территории Челябинской области.

 «Нами планируется в первоочередном порядке перейти на межведомственное взаимодействие по 6-ти государственным и муниципальным услугам, - пояснил Дмитрий Алексеевич, -  Назначение и выплата пособия по уходу за ребенком; Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; Предоставление в частную собственность земельных участков, на которых расположены здания и строения; Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения; Выдача разрешений на установку рекламных конструкций».

Пилотными органами стали Министерство социальных отношений Челябинской области и Администрация города Магнитогорска. В рамках реализации пилотного проекта были согласованы и утверждены Паспорта пилотных услуг, подготовлены  и согласованы с контрагентами на региональном и муниципальном уровне Технологические  карты   6-ти пилотных государственных услуг.

«Хочется особо отметь методическую помощь, оказанную специалистами Высшей школы экономики в подготовке и заполнении  Технологических карт»  - отметил Дмитрий Алексеевич Тарасов.

«Пилотный проект, проводимый аппаратом Правительства Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, по нашему мнению, является очень полезным. Он формирует инструмент и методологию, по которой от административного регламента оказания услуги можно перейти к техническому заданию на разработку информационной системы, предоставляющей электронные сервисы, интегрированные в СМЭВ. С помощью электронных сервисов таких информационных систем возможно предоставлять заявителям услуги в электронном виде в соответствии с Постановлением Правительства 1993-р (например, по запросам из личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг), а также получать и наоборот предоставлять необходимую информацию в рамках межведомственного электронного взаимодействия в рамках 210-го Федерального закона» - заключил Министр информационных технологий Челябинской области.

 

Следующим выступил начальник Департамента государственной службы и кадровой политики Вологодской области Олег Александрович Васильев, который представил доклад на тему «О практической работе по организации межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг в Вологодской области Российской Федерации»

 

Также на семинаре-совещании были представлены доклады представителей Республики Бурятия, Хабаровского края и Республики Башкортостан.

Поскольку у представителей региональных органов исполнительной власти еще до сих пор возникает множество вопросов относительно организации межведомственного взаимодействия, по завершению выступлений представителей пилотных регионов прошла серия докладов от разработчиков Методики проектирования межведомственного взаимодействия.

 

Директор Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Константин Игоревич Головщинский в своем докладе подробно описал процесс проектирования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг. Методика разрабатывалась с целью определения системы мер, которые должны быть реализованы на региональном и муниципальном уровне в рамках обеспечения выполнения требований Закона №210-ФЗ и определения методических подходов при проектировании межведомственного взаимодействия. В рамках реализации Методики был определен перечень и порядок действий по обеспечению перехода региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих предоставление государственных и муниципальных услуг, на межведомственное взаимодействие.  Разработаны рекомендации по заполнению технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ). Разработана методика внесения изменений в нормативные правовые акты с целью снятия правовых препятствий для перехода на межведомственное и межуровневое взаимодействие при предоставлении государственных услуг.

 

С точки зрения обеспечения организационной структуры проекта,  Константин Игоревич отметил необходимость формирования  коллегиального органа в формате региональной комиссии или рабочей группы, на которой будут утверждаться региональные ТКМВ, и организационной основы выполнения работ для максимально автономного  формирования,  анализа и доработки технологических карт межведомственного взаимодействия.

Отметим, что технологическая карта межведомственного взаимодействия (ТКМВ) является одним из ключевых документов в рамках Методики проектирования межведомственного взаимодействия. Подробнее о ТКМВ и процессе получения сведений, находящихся в ведении федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления рассказал в своем докладе эксперт Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Тимур Рашитович Хафизов. По проекту ТКМВ должна содержать сведения о составе документов, необходимых для предоставления услуги, об участниках, формах и содержании межведомственного взаимодействия, планы внесения изменений в правовые акты, планы технической реализации межведомственного взаимодействия.

 

Методика подготовки и согласования ТКМВ размещена на сайте www.210fz.ru, там же каждый представитель органов исполнительной власти может получить методическую  поддержку по вопросам организации межведомственного взаимодействия. «Наш опыт показывает, что этап заполнения технологических карт – один из самых сложных, но в итоге должен происходить реинжиниринг услуг» - заключил Тимур Рашитович.

 

Что касается внесений устранения нормативно-правовых барьеров при реализации 210-ФЗ, эксперт Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Вероника Викторовна Джужома в своем докладе отметила, что внесения в НПА целесообразно проводить одновременно с заполнением ТКМВ. Также эксперт рассказала об основных типах препятствий к межведомственному взаимодействию, этапах последовательности формирования Перечня актов, подлежащих изменению, принципах поиска документов по тематике, связанной с предоставлением услуг, в справочных поисковых системах.

Отдельным предметом обсуждений стал вопрос о внесениях изменений в законодательство субъектов РФ и правые акты муниципальных образований. Закон № 210-ФЗ в части требования предоставления заявителем документов (информации), или требования осуществления им определенных действий при предоставлении государственной (муниципальной) услуги может осуществляться, по нескольким направлениям, - отметила Вероника Викторовна:  

  • Исключение положений, устанавливающих обязанность заявителя представлять документы (информацию) или осуществлять определенные действия, путем исключения в тексте акта слов «заявитель предъявляет», «гражданин прилагает» и замены положений нормативного правового акта безличными глаголами «требуются», «необходимы», «предоставляются» .
  • Дополнение существующих положений нормативного правого акта указанием на возможность получения документов, осуществления требуемых действий в рамках межведомственного взаимодействия без участия заявителя.

 

 

Завершающим аккордом мероприятия стало обсуждение системы мониторинга реализации проекта по организации межведомственного взаимодействия, и демонстрация работы электронной системы в действии.