(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

8 августа в Правительстве Новосибирской области прошло открытое совещание с представителями общественных организаций на тему: «Правовые основы и предпосылки эффективности участия общественности в процедурах осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд». 

 

К обсуждению были приглашены Высшая школа экономики, Национальная ассоциация институтов закупок, Новосибирское областное отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Межрегиональная Ассоциация руководителей предприятий, Общественная палата Новосибирской области, Новосибирское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Новосибирская торгово-промышленная палата и другие представители общественных организаций и экспертного сообщества.

 

Новый федеральный закон о контрактной системе в сфере госзакупок вступит в силу с началом следующего года. Новосибирская область входит в число шести пилотных субъектов страны, где  испытываются отдельные положения федерального закона № 44-ФЗ, который призван заменить в сфере госзаказа закон №-94 ФЗ.

 

«В федеральном законе №44-ФЗ предусмотрены механизмы позволяющие сделать процедуру закупок для государственных и муниципальных нужд более открытой для общественности, - открыл совещание начальник контрольного управления Денис Рягузов. - Участие общественных контролеров в обсуждении закупок должно обеспечить баланс интересов и гражданского общества и заказчиков».

 

«Возможно, выбор нашего региона для тестирования нового закона связан с тем, что мы с опережением стали готовиться к его введению, - отметил Андрей Литвинов, исполняющий обязанности директора ГКУ НСО «Управление контрактной системы», - Возможности для общественности он предоставляет значительные - вопрос в отладке механизмов новой системы.

 

«Не случайно закон разделяет две формы участия общественности в закупочных процедурах: контроль и общественное обсуждение закупок. Хотя и там, и там у нас участвует общество и представители общественных организаций, но специфика общественного контроля заключается в том, чтобы выявлять нарушения закупок. Специфика же общественного обсуждения закупок заключается в том, чтобы соучаствовать в процессе принятия решения о закупке», - обратил внимание собравшихся эксперт Центра региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ Дмитрий Илюшин

 

 «Представители общественных организаций сталкиваются с очевидными проблемами при получении информации о закупках», - рассказал руководитель проекта НП «НАИЗ» Михаил Шелоумов, и в подтверждение своих слов описал проблемы, с которыми столкнулись общественные контролеры при обсуждении закупок более 1 млрд. рублей на портале zakupki.gov.ru. - В 65 процентах случаев обсуждение крупных закупок проходит формально, не затрагивая сутевые вопросы.  Только в 5 процентах случаев заказчик вносит изменение в документацию по итогам общественного обсуждения».

 

В ответ Дмитрий Илюшин описал общую ситуацию на пилотных площадках: государственные заказчики в пилотных регионах отмечают, что общественный интерес к обсуждению закупок невысок, и необходимы дополнительные меры по стимулированию участия представителей общественных организаций в процессе обсуждения и контроля закупок.

 

«Чтобы инструмент общественного обсуждения закупок работал эффективно и «на позитив», необходимо акцентировать общественное обсуждение закупки на этапе планирования, - предложил Михаил Шелоумов. - Также необходимо профессионализировать и стимулировать общественную экспертизу, ввести гранты для общественных контролеров и привлекать экспертные организации, в том числе к формированию и обсуждению закупочной документации».

 

Напомним, что одной из главных новаций нового закона о контрактной системе является введение обязательного общественного обсуждения крупных госзаказов.

Обязательному общественному обсуждению будут подлежать закупки с начальной (максимальной) ценой контракта либо ценой контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышающей один миллиард рублей. При этом, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. 

Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения. Обсуждение закупок возможно посредством Единой информационной системы, а также путем очных общественных слушаний.

 

Куратором пилотного проекта по апробации отдельных положений нового закона со стороны Новосибирской области является рабочая группа по реализации в Новосибирской области пилотного проекта, созданная распоряжением Губернатора Новосибирской области в мае текущего года.

 

В рамках пилотного проекта в Новосибирской области апробируются проекты нормативно-правовых актов в сфере контрактной системы, в том числе, по вопросам определения разнообразных критериев отнесения закупок к категории обязательных к общественному осуждению (по суммам, способам и объектам).  

В качестве субъектов апробации по пилотному проекту отобраны двенадцать закупок восьми государственных заказчиков Новосибирской области. Предметами этих закупок является поставка продуктов питания, офисной мебели и автотранспорта, оказание услуг по ремонту автотранспорта, выполнение работ по разработке проектной документации на строительство объектов, оказание услуг по разработке бренда Новосибирской области, модернизация компьютерного парка отделов пособий и социальных выплат.

 

С 20 июня по 15 июля в Автоматизированной системе размещения государственных заказов Новосибирской области (на сайте zakaznso.ru) состоялось общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, разработанных Высшей школой экономики, а также материалов по закупкам Новосибирской области, отобранных к участию в пилотном проекте.