(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

9 июля в Правительстве Вологодской области прошло открытое совещание по вопросам общественного участия в процессе осуществления закупок для государственных (муниципальных) нужд.

В мероприятии приняли участие: Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, первый заместитель Губернатора Вологодской области Андрей Травников, председатель Комитета государственного заказа Вологодской области Александр Торопов, эксперты Высшей школы экономики, представители органов публичной власти Вологодской области и представители общественных организаций региона.

 

С 1 января 2014 года вступает в силу новый 44 Федеральный закон по контрактной системе госзакупок. В числе главных новаций Федерального закона № 44-ФЗ – введение нового института участия общественности в процессе закупок для государственных и муниципальных нужд.

 

Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствования государственных закупок и государственных инвестиций на площадках пилотных регионов в формате Открытого правительства проводит серьезную работу по апробации механизмов контрактной системы, особенно в части повышения открытости государственных и муниципальных закупок. Вологодская область стала одним из шести пилотных регионов.

«Наш регион уже приступил к общественному обсуждению госзакупок на сумму более 100 миллионов рублей. Первые общественные слушания касались закупок на выполнение работ по содержанию дорожной сети», - открыл совещание Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

 

«Принятие нового закона позволит более эффективно контролировать государственные закупки, осуществлять их строго для нужд конкретных заказчиков и сэкономить бюджетные ресурсы. Только за последний год сумма государственного и муниципального заказа в области превысила 12 миллиардов рублей. При этом потенциально мы можем экономить до трети этой суммы! Это крайне важно в ситуации жесткого дефицита бюджета», - отметил Олег Кувшинников.

 

По мнению экспертов пилотный проект должен не только показать жизнеспособность нового закона, но и предложить эффективные механизмы взаимодействия органов власти с общественностью.

 


«Этот федеральный закон можно назвать закупочным кодексом. На его базе должна быть создана система подзаконных актов, развивающих его положения. Такая сложная конструкция правового регулирования должна сделать процедуру закупок беспробельной. Так, раньше планирование госзакупок осуществлялись в рамках текущей деятельности ведомства, закон № 94-ФЗ детально механизм планирования закупок не регулировал. Теперь нормативно охвачены все стадии осуществления закупки. Также впервые новый закон представляет широкие полномочия общественности для контроля за закупками. Некоторые закупки без общественного обсуждения вообще не могут быть произведены», - прокомментировала законодательную новеллу Вероника Джужома, член рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по вопросам совершенствования государственных закупок

 

«Правительством Вологодской области принято решение расширить рамки общественного обсуждения закупок и понизить ценовой порог закупок, подлежащих обсуждению. Принято соответствующее Постановление Правительства области по утверждению порядка общественного обсуждения государственных заказов, в соответствии, с которым организовано обязательное обсуждение закупок на сумму от 100 миллионов рублей на официальном сайте Правительства области», - напомнил первый заместитель Губернатора Вологодской области Андрей Травников.

 

«Создаваемый в 44-ФЗ институт общественного участия позволяет наделить общество конкретными полномочиями. По сути, формируется новая конструкция, предоставляющая дополнительные возможности для общества, - отметил представитель ВГОО "Центр общественных инициатив" Сергей Башкиров, - Ведь если раньше в 94-ФЗ общество имело право знать и высказываться о закупках, то в 44-ФЗ  общество имеет право влиять на то, что происходит».

 

Общественным объединениям и объединениям юридических лиц предоставлены существенные права, позволяющие влиять на закупки. Вопросы разграничения технологий общественного контроля и общественного обсуждения, ответственности за результат закупок и порядка рассмотрения обращений представителей общественности стали предметом жаркой дискуссии среди участников совещания.

 

 

«Общественный контроль - это что? Это возможность ознакомиться с ходом закупок или возможность прямо влиять на закупочный процесс и на принимаемые решения?», - спрашивали представители общественности. Представители заказчиков выступили с предложениями к обществу разделить с заказчиками ответственность за осуществление закупок. Также выдвигались идеи о «профессионализации» общественного контроля. «Давать коммунальщикам анализировать закупки в сфере здравоохранения или наоборот - дело неблагодарное. Должна быть специализация», – отметил представитель Клуба деловых людей.

 

«Здесь важно соблюсти разумный баланс, чтобы контроль закупок осуществляли не только участники профессиональной деятельности, которые могут лоббировать свои интересы», - оппонировал представитель Центра общественных инициатив.

Тем не менее, участники дискуссии сошлись во мнении, что 44-ый Закон должен перевести диалог общества и власти из сферы конфронтационной (когда заказчик пытается что-то закупить, а общественность «поймать его за руку») в сферу партнерства. Участие общественных контролеров в обсуждении закупок должно обеспечить баланс интересов и гражданского общества, и заказчиков. А заказчики должны признать право общественности принимать участие в решении вопросов о крупных и резонансных закупках.

 

Отдельно в рамках совещания была рассмотрена тематика общественного участия в процедурах планирования закупок. «Открытость и прозрачность закупок обеспечивается, в том числе, за счет опубличивания документов о планировании закупок, информация о которых будет размещаться на общедоступных ресурсах, - отметила Елена Готцева, эксперт Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ "Высшая школа экономики». - Предметом общественного контроля на этапе планирования будут являться наличие утвержденных планов и планов графиков закупок, полнота заполнения документов, соответствие информации о закупке и обоснованность закупки».

 

«Само по себе планирование и публикация планов закупок для нас не является инновацией. С 2006 года у нас готовится сводный областной план закупок, перечень нужд в разрезе государственных заказчиков, с 2008 года этот документ в обязательном порядке публикуется на официальном сайте Комитета государственного заказа, - обратил внимание представителей общественности председатель Комитета государственного заказа Вологодской области Александр Торопов, - Но изначально мы исходили из того, что это информативный документ, который позволяет участникам торгов, коммерческим организациям ориентироваться на потребности государства и выстраивать свои производственные, коммерческие планы. 44-ый Закон предполагает обратную связь».

 

Подводя итоги совещания, представители органов власти и общественных организаций согласились с тем, что хотя первые шаги сделаны, всем участникам процесса закупок еще предстоит колоссальная работа по урегулированию механизмов взаимодействия власти и общества в вопросах общественного участия в закупках.