(495)-989-48-67

info@gosreforma.ru

16 декабря в Высшей школе экономики прошел семинар по теме «Технологии мониторинга и оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Семинар проводился в целях оказания методической поддержки региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в рамках реализации на территории субъектов Российской Федерации Указа Президента РФ от  28 апреля 2008 года №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», а также Распоряжения Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р.

 

С приветственным словом к участникам семинара обратился начальник отдела новых технологий государственного и муниципального управления Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Владимир Феликсович Елисеенко, который сделал краткий обзор нормативных и методических документов, принятых во исполнение Указа Президента РФ №607 в различных субъектах РФ. Также были затронуты вопросы  организации процедуры сбора информации и мониторинга качества представленных органами местного самоуправления данных. Было отмечено, что основными механизмами получения качественных и достоверных данных об уровне эффективности деятельности ОМСУ являются:

 

  • оптимальный выбор дополнительных показателей и разработка работоспособных  методических рекомендаций по их расчету и интерпретации;
  • четкая регламентация всего цикла мониторинга и оценки эффективности – от сбора отчётной информации (докладов глав муниципальных районов и городских округов) до распространения лучшей практики местного самоуправления;
  • построение эффективного механизма взаимодействия ОИВ субъекта РФ и ОМСУ в части разъяснения методических рекомендаций, сбора и анализа качества данных, необходимых для расчета показателей.

 

Обучающую часть семинара начал эксперт Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Илья Андреевич Акишин, который представил участникам семинара различные модели организации мониторинга и оценки эффективности ОМСУ, построенные по итогам анализа практики оценки эффективности местных администраций в 20-ти субъектах РФ.

 

Первым из обсужденных вопросов стала система показателей оценки эффективности деятельности, особенно её региональный компонент. При утверждении «регионального» компонента показателей, по мнению эксперта, ответственный ОИВ субъекта РФ должен провести самодиагностику по следующим вопросам:

  • Утверждены ли дополнительные показатели в сфере благоустройства? Утверждены ли дополнительные показатели за рамками сферы благоустройства?
  • Утверждена ли методика расчета дополнительных показателей?
  • Учтен ли вопрос разграничения полномочий между ОМСУ муниципальных районов и ОМСУ поселений; созданы ли предпосылки для сбора качественных данных, принимая во внимание вопрос разграничения полномочий?
  • Оцениваются ли данные показатели при расчете комплексного уровня эффективности деятельности ОМСУ? Следовательно, влияют ли они на объем гранта?

 

При освещении методов расчета показателей эффективности деятельности ОМСУ были обсуждены достоинства и недостатки существующей инструкции, которая подготавливается Министерством регионального развития РФ. Как было отмечено на семинаре, сотрудниками Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ ВШЭ ежегодно разрабатываются дополнительные методические материалы, уточняющие данную инструкцию исходя из региональных особенностей. 

С этим тезисом согласилась и  присутствовавшая на семинаре представитель Министерства регионального развития Российской Федерации Елена Анатольевна Устинова, указав на то, что инструкция по расчету показателей, разработанная на федеральном уровне, имеет рекомендательный характер и нуждается в дальнейшей детализации и уточнении на региональном уровне.  

 

Этап подготовки докладов и механизмы обеспечения качества исходной информации о значениях показателей эффективности деятельности ОМСУ были центре внимания следующей части обучающей лекции Ильи Акишина. Эксперт обсудил со слушателями семинара виды регламентирующих документов, возможность принятия которых установлена федеральным законодательством, и аспекты закрепления ряда принципов проведения оценки деятельности ОМСУ. «На сегодняшний день существуют преимущественно три основных модели регламентации процесса оценки эффективности деятельности ОМСУ на уровне субъекта РФ, - подчеркнул Илья Акишин, - с принятием одного нормативного правового акта (к примеру, как это было сделано в Ярославской и Ивановской области), с принятием двух НПА – «организационного» и «методического» (пример: ХМАО-Югра), и третья модель, при которой практически каждый регламентируемый вопрос утверждается отдельным нормативным правовым актом» (пример: Воронежская область).

 

Следующая часть семинара была посвящена вопросам регламентации процесса подготовки сводного доклада, рейтинга ОМСУ и нормативного акта, утверждающего распределение грантов лучшим муниципальным образованиям. Принимая во внимание интересы  муниципальных образований, крайне важно синхронизировать процесс опубликования сводного доклада и утверждения нормативных правовых актов о выделении грантов. Для обозначенных целей будет полезным регламентировать процесс подготовки сводного доклада, синхронизировав его с общим планом-графиком цикла мониторинга и оценки эффективности ОМСУ, - считает эксперт.

 

В рамках обсуждения методики построения и структуры рейтинга муниципальных образований начальник отдела новых технологий государственного и муниципального управления Центра региональных программ совершенствования госуправления ИГМУ НИУ ВШЭ Елисеенко Владимир Феликсович обратил внимание собравшихся на существующие в регионах практики применения различных методик. Методика, утвержденная Распоряжением Правительства РФ №1313-р, предполагает оценку эффективности ОМСУ по комплексному показателю эффективности, однако данная методика не всегда учитывает специфику  и приоритеты социально-экономического  и пространственного развития конкретного субъекта РФ.

 

Например, в Самарской области, где процесс мониторинга и оценки ОМСУ в течение трёх лет поддерживается Центром региональных программ ИГМУ НИУ ВШЭ,  методика выявления наиболее эффективных ОМСУ основана на системе параллельной оценки абсолютных значений и их динамики, включая отдельную оценку абсолютных значений показателей и их динамики: на основании этого выделяются гранты как за достижение высокой положительной динамики развития, так и за достижение высоких абсолютных значений показателей.

В Ярославской области также применяется оригинальная, двухуровневая система конечных показателей эффективности, при которой муниципальные образования оцениваются:

 

  • по достигнутым значениям и динамике значений;
  • по комплексной оценке эффективности, учитывающей как достигнутые значения, так и их динамику (путем вычисления среднего геометрического значения).

Гранты в данном случае выделяются с учетом значения показателя комплексной эффективности, причем на показатель комплексной эффективности влияет также и качество управления муниципальными финансами.

 

Далее внимание было уделено особенностям определения размера гранта, в том числе определению круга муниципальных образований – получателей грантов. По мнению экспертов, размер гранта может определяться следующими способами:

 

  • как доля от общего объема грантов, установленная в зависимости от занятого муниципальным образованием в рейтинге;
  • как часть от общего объема грантов, размер которой определяется по итогам достигнутых комплексных показателей эффективности;
  • по смешанной системе: с указанием количества мест, занятие которых гарантирует получение гранта, далее распределение грантов производится  пропорционально достигнутым значениям комплексных показателей эффективности.

 

В заключительной части семинара был подробно рассмотрен опыт реализации системы мониторинга и оценки ОМСУ «полного цикла» на примере Самарской области, начиная с разработки нормативной базы  и заканчивая внедрением лучших практик. В том числе, были разобраны:

  • технология взаимодействия ОИВ субъекта РФ и ОМСУ при сборе информации по показателям Доклада;
  • эффективные способы оказания поддержки ОМСУ при подготовке Докладов, в том числе с использованием информационных технологий;
  • формат и содержание документов, которые используются при проверке достоверности приведенных в Докладах значений показателей;
  • формат поиска, обсуждения, публикации и передачи лучших практик местного самоуправления.

 

Подводя итоги семинара, эксперты и слушатели сошлись во мнении, что процесс  мониторинга и оценки эффективности ОМСУ может и должен иметь результат не только в виде рейтинга ОМСУ, но и в виде основанной на проведенной оценке системы изучения и распространения эффективных технологий и лучших практик в каждой из рассматриваемых сфер муниципального управления.